ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2021 года № 833

О региональном государственном контроле (надзоре)
в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции на территории
Нижегородской области

(с изменениями на 30 января 2024 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2021 № 1250;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.05.2022 № 330;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2022 № 1101;
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.03.2023 № 228;
постановлением Правительства Нижегородской области от 07.08.2023 № 717;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.09.2023 № 810;
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.01.2024 № 32

------------------------------------------------------------------------


В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области.

1.2. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области.

1.3. Перечень индикаторов риска нарушений лицензионных и обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области.  (пункт 1.3 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2021 № 1250; изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2022 № 1101 - см. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившим силу постановление Правительства от 4 декабря 2018 г. № 825 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением подпункта 1.2 пункта 1 настоящего постановления, и подлежит официальному опубликованию.

Подпункт 1.2 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.


       Губернатор                                    Г.С.Никитин


     УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Правительства
 Нижегородской области
 от 21 сентября 2021 г. № 833

(Положение в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 30.12.2021 № 1250; от 06.05.2022 № 330;
 
от 20.12.2022 № 1101; от 21.03.2023 № 228; от 07.08.2023 № 717;  от 30.01.2024 № 32 )

                

Положение
о региональном государственном контроле (надзоре)
в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции на территории
Нижегородской области


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле) и регламентирует организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)). (пункт 1 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21.03.2023 № 228 - см. предыдущую редакцию)   

2. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее - Министерство).

3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляют должностные лица Министерства (далее - должностные лица Министерства):

1) министр;

2) заместитель министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит реализация полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - заместитель министра);

3) отдел регионального государственного контроля:

- начальник;

- консультант;

- главный специалист;

4) отдел лицензирования в сфере оборота лома черных и цветных металлов и розничной продажи алкогольной продукции:

- начальник;

- консультант;

- главный специалист;

5) отдел анализа и административного производства:

- начальник;

- консультант;

- главный специалист;

- эксперт 1 категории.

4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) министр;

2) заместитель министра.

5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора), размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в федеральных государственных информационных системах "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), в государственных информационных системах Нижегородской области "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области" и "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских и сельских поселений Нижегородской области и подведомственными им организациями".

6. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:

1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензионные требования) (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);

2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции, обязательных требований к маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи средствами идентификации и к представлению сведений об обороте пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, установленных правилами маркировки пива, лицами, осуществляющими их розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами (далее - обязательные требования); (пп. 2 изложен в новой редакции постановления Правительства Нижегородской области от 07.08.2023 № 717 - см. предыдущую редакцию)           

3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции;

4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, розничную продажу спиртосодержащей продукции, организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производство винодельческой продукции (далее - контролируемые лица).

Полномочия представителей, выступающих от имени контролируемых лиц, подтверждаются доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) являются:

1) деятельность, действия (бездействия) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность, действия (бездействия);

2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

3) здания, строения, сооружения, складские помещения и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

9. Учет объектов контроля осуществляется Министерством с использованием "Личного кабинета" расположенного на интернет портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, государственных информационных систем, а также ведомственной информационной системы.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета Министерство использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

10. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), организацией и проведением контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц, применяются положения Федерального закона о контроле с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ, Федеральным законом № 473-ФЗ.

К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) на территории опережающего развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития и включены в реестр резидентов территории опережающего развития, применяются положения Федерального закона о контроле с учетом особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора), установленных Правительством Российской Федерации. (абзац второй в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 21.03.2023 № 228 - см. предыдущую редакцию)   

11. Обязанности должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Должностные лица Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Нижегородской области, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных и обязательных требований;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контроле, осуществлять консультирование;

6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом о контроле;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

12. Должностные лица Министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Министерства о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных и обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений лицензионных и обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений лицензионных и обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений лицензионных и обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Министерства оказывается противодействие или угрожает опасность;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»