ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2020 года № 978

Об утверждении типовых правил размещения

нестационарных торговых объектов на территории
муниципальных образований Нижегородской области

(наименование в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 380 - см. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 18 мая 2021 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 380

------------------------------------------------------------------------


Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые типовые правила размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Нижегородской области (далее - Типовые правила).

        (пункт в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 380 - см. предыдущую редакцию)

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:

2.1. Реализовать единый подход по размещению нестационарных торговых объектов.

2.2. Привести уставы муниципальных образований Нижегородской области в части полномочий органов местного самоуправления по организации размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с Типовыми правилами.

2.3. Предусмотреть в административных регламентах предоставления муниципальных услуг возможность подачи заявлений на включение мест в схему размещения нестационарных торговых объектов и на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов через многофункциональные центры.

2.4. Предусмотреть при рассмотрении заявлений от хозяйствующих субъектов на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта запрос справки об отсутствии у заявителя задолженности в территориальных органах Федеральной налоговой службы, а также получение иных согласований с органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

2.5. Разработать годовые графики проведения заседаний комиссий, уполномоченных на принятие решений по вопросам организации деятельности нестационарных торговых объектов, в случае наличия таких комиссий, с последующим опубликованием информации на официальных сайтах муниципальных образований Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.6. Процедуры по включению либо исключению мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуры проведения аукционов, а также по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части изменения типа, площади, месторасположения, специализации и адресной привязки нестационарных торговых объектов предусмотреть в едином документе, предусматривающем порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования (административном регламенте).

2.7. Предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении нестационарных торговых объектов.

2.8. Закрепить принцип "меняется место - сохраняется бизнес": если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для развития территории, для обеспечения возможности развития бизнеса, предпринимателю предоставляется равноценное компенсационное место.

Изъятие места размещенного нестационарного торгового объекта для нужд развития территории утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, о чем хозяйствующий субъект должен быть заблаговременно уведомлен (не менее чем за 1 год) с предложением альтернативных вариантов, равноценных по месту расположения, по проходимости, стоимости за размещение и прочим характеристикам.

Договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения, должны быть переоформлены на компенсационные места органом местного самоуправления.

2.9. Предусмотреть при разработке и утверждении методик расчета платы льготы за размещение нестационарных торговых объектов с социально значимой специализацией.

2.10. Предусмотреть в административных регламентах на оказание услуги по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов с целью установления единообразных требований к внешнему виду объектов единый дизайн-код с учетом архитектурной особенности местности и исторического контекста территории места размещения нестационарных торговых объектов.

2.11. Предусмотреть с целью развития предпринимательского потенциала возможность размещения нестационарных торговых объектов, деятельность которых носит сезонный характер, на срок до 3 сезонов подряд, иных нестационарных торговых объектов сроком не менее 5 лет.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Саносяна А.Г.

4. Установить, что настоящее постановление действует до определения федеральным законодательством порядка предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о.Губернатора                                   Д.Г.Краснов

     
     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 1 декабря 2020 г. № 978

(Правила в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 380 )

Типовые правила
 размещения нестационарных торговых объектов на территории
муниципальных образований Нижегородской области

     

     1. Общие положения

1.1. Типовые правила размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Нижегородской области (далее - Типовые правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и определяют правила размещения и функционирования нестационарных торговых объектов в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового и социально-бытового обслуживания населения муниципальных образований Нижегородской области.

1.2. Настоящие Типовые правила определяют порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Нижегородской области.

1.3. Нестационарные торговые объекты на территории муниципальных образований Нижегородской области не являются недвижимым имуществом, не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

1.4. Требования, предусмотренные настоящими Типовыми правилами, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, размещаемых в зданиях, строениях и сооружениях, а также при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих временный характер, при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.

1.5. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется с учетом обеспеченности населения нестационарными предприятиями потребительского рынка и услуг в зонах отдыха и иных местах в целях создания максимального удобства для населения.

1.6. В целях применения настоящих Типовых правил к социально значимым специализациям нестационарных торговых объектов относятся следующие примерные продовольственные и непродовольственные специализации, направленные на восполнение дефицита потребления покупателями тех или иных товаров и бытовых услуг в случае недостаточного количества торговых объектов в муниципальном образовании: "хлеб и хлебобулочные изделия", "молоко и молочные продукты", "овощи-фрукты", "мясная гастрономия", "рыбная гастрономия", "прохладительные напитки", "бытовые услуги", "печать".

     2. Планирование разработки и корректировки схемы размещения
     нестационарных торговых объектов органами местного
     самоуправления

2.1. Разработка и корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов основываются на результатах проведенного анализа состояния розничной торговли на территории муниципального образования, результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов, мест, предназначенных для их размещения, незаконно размещенных нестационарных торговых объектов.

2.2. Инвентаризация нестационарных торговых объектов проводится не реже одного раза в год.

2.3. Результаты инвентаризации оформляются в виде реестра.

2.4. При планировании схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается процентное соотношение нестационарных торговых объектов социально значимой специализации к общему количеству мест размещения нестационарных торговых объектов в размере не менее 50%, исходя из особенностей организации торговой деятельности на территории конкретного муниципального образования Нижегородской области.

Для обеспечения товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Нижегородской области, рекомендуется предусматривать в схеме размещения нестационарных торговых объектов не менее 5% мест объектов развозной (мобильной) торговли от общего количества мест размещения в схеме.

2.5. Нестационарные торговые объекты с такими специализациями, как "молоко и молочные продукты", "мясная гастрономия", "рыбная гастрономия", "прохладительные напитки", "овощи-фрукты", "хлеб и хлебобулочные изделия", "бытовые услуги" необходимо размещать преимущественно в жилых кварталах.

Нестационарные торговые объекты со специализацией "печать", "цветы", "театральные кассы", пункты быстрого питания, а также торговые (вендинговые) автоматы необходимо размещать в местах массового движения пешеходов.

Нестационарные торговые объекты со специализацией "печать" также необходимо размещать в местах пассажиропотоков вблизи транспортных узлов, крупных развлекательных, торговых, спортивных центров, учреждений.

2.6. Предложения о внесении корректировок в схему размещения нестационарных торговых объектов, поступающие от хозяйствующих субъектов, имеющих действующие договоры на размещение нестационарных торговых объектов, органом местного самоуправления рассматриваются как заявление о включении нового места в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии, что в предложении содержится информация:

- об увеличении размера площади места, занимаемого нестационарным торговым объектом, более чем на 10%;

- об изменении специализации и типа нестационарного торгового объекта, не соответствующим вариативности, установленной действующей редакцией схемы размещения нестационарных торговых объектов.

     3. Размещение нестационарных торговых объектов

3.1. Размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления схемой размещения нестационарных торговых объектов на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.

3.2. Договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается в соответствии с законодательством по итогам проведения аукциона на размещение нестационарного торгового объекта. Порядок проведения аукциона и порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения конкурсных процедур определяются органами местного самоуправления Нижегородской области.

Без проведения конкурсных процедур места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются членам крестьянского (фермерского) хозяйства, производителям сельскохозяйственной продукции и субъектам народных художественных промыслов при условии, что в размещаемых нестационарных торговых объектах основным ассортиментом реализуемой продукции (более 80 % от количества наименований) будет являться продукция собственного производства.

Максимальное количество нестационарных торговых объектов, размещаемых в пределах муниципального образования в рамках данного правила, определяется органом местного самоуправления соответствующей территории самостоятельно.

В случае поступления от предпринимателей двух и более заявлений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на одно и то же место в схеме размещения нестационарных торговых объектов органом местного самоуправления осуществляется подготовка и проведение соответствующего аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.

(абзацы второй - четвертый   введены постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 380 )

3.3. Специализация, тип, размер площади места, занимаемого нестационарным торговым объектом, являются существенным условием договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам аукциона на размещение нестационарного торгового объекта.

3.4. Договор заключается отдельно на каждый нестационарный торговый объект.

3.5. Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов определяются типовыми архитектурными решениями, утвержденными органами местного самоуправления Нижегородской области на двукратный срок действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, установленный законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

     4. Некоторые вопросы, связанные с демонтажем
     нестационарных торговых объектов

4.1. Нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

4.2. При выявлении неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования нестационарных торговых объектов орган местного самоуправления Нижегородской области в течение 10 дней выдает собственнику нестационарного торгового объекта предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта и освобождении занимаемого им земельного участка в порядке, утвержденном органом местного самоуправления Нижегородской области.

4.3. Срок демонтажа нестационарного торгового объекта собственником определяется в зависимости от типа нестационарных торговых объектов и должен составлять не более 1 месяца со дня выдачи предписания органами местного самоуправления.

В случае невозможности осуществления собственником нестационарного торгового объекта демонтажа по независящим от него причинам, срок, установленный предписанием, может быть продлен.

4.4. Если собственник незаконно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории муниципального образования Нижегородской области нестационарного торгового объекта установлен, предписание выдается ему лично под роспись.

В случае невозможности вручения предписания собственнику нестационарного торгового объекта по причине его уклонения от вручения или иной причине, предписание направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением, о чем должностным лицом органа местного самоуправления делается отметка на бланке предписания с указанием причины его невручения.

Если собственник неправомерно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории муниципального образования нестационарного торгового объекта не установлен, на нестационарный торговый объект вывешивается предписание с указанием срока демонтажа.

4.5. Демонтаж нестационарного торгового объекта и освобождение земельных участков в добровольном порядке производится собственниками нестационарного торгового объекта за собственный счет в срок, указанный в предписании.

4.6. При наличии договора аренды земельного участка, используемого под размещение нестационарного торгового объекта, договор на размещение нестационарного торгового объекта дает право арендатору на расторжение договора аренды земельного участка с возвращением земельного участка арендодателю без освобождения данного земельного участка от расположенного на нем нестационарного торгового объекта.

     5. Некоторые вопросы эксплуатации
     нестационарного торгового объекта

5.1. При эксплуатации нестационарного торгового объекта должно обеспечиваться соблюдение санитарных норм и правил по реализации и условиям хранения продукции, противопожарных, экологических и других правил, а также соблюдение работниками условий труда и правил личной гигиены.

5.2. Работники нестационарного торгового объекта обязаны выполнять требования пожарной безопасности, соблюдать требования законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к продаже отдельных видов товаров, иные предусмотренные законодательством Российской Федерации требования.

5.3. Транспортное обслуживание нестационарного торгового объекта и загрузка их товарами не должны затруднять и снижать безопасность движения транспорта и пешеходов.

Подъездные пути, разгрузочные площадки, площадки для покупателей и размещения упаковочных столов должны быть освещены и обеспечивать удобный доступ ко входам, иметь твердое покрытие, обеспечивающее сток ливневых вод.

5.4. В нестационарном торговом объекте используются средства измерения (весы, гири, мерные емкости и другие), соответствующие метрологическим правилам и нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

5.5. Владельцы (пользователи) нестационарного торгового объекта обязаны обеспечить уход за внешним видом объекта: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить и устранять повреждения на вывесках, конструктивных элементах объектов, производить уборку и благоустройство прилегающей территории.

5.6. При эксплуатации нестационарного торгового объекта запрещается:

- заглубление фундаментов для размещения нестационарного торгового объекта и применение капитальных строительных конструкций для их сооружения;

- раскладка товаров, а также складирование тары и запаса продуктов на прилегающей к нестационарному торговому объекту территории;

- реализация с земли, а также частями и с надрезами картофеля, свежей плодоовощной продукции, бахчевых культур.

     

Документ получен из эталонного банка
данных правовой информации Губернатора
и Правительства Нижегородской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»