ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года N 465


Об утверждении региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения в Республике Марий Эл" на 2021 - 2025 годы

(с изменениями на 8 июля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 539, от 18.07.2022 N 312, от 27.09.2022 N 411, от 11.11.2022 N 461, от 21.12.2022 N 557, от 24.10.2023 N 513, от 27.10.2023 N 523, от 18.01.2024 N 11, от 08.07.2024 N 246)




Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения в Республике Марий Эл" на 2021 - 2025 годы.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Васютина М.З.


(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 539, от 21.12.2022 N 557, от 18.01.2024 N 11)



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
А.ЕВСТИФЕЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 15 декабря 2020 г. N 465



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ" НА 2021 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 17.12.2021 N 539, от 18.07.2022 N 312, от 27.09.2022 N 411, от 11.11.2022 N 461, от 21.12.2022 N 557, от 24.10.2023 N 513, от 27.10.2023 N 523, от 18.01.2024 N 11, от 08.07.2024 N 246)




I. Обоснование необходимости реализации региональной программы и ее соответствие целям государственной программы


Региональная программа "Модернизация первичного звена здравоохранения в Республике Марий Эл" на 2021 - 2025 годы (далее - Региональная программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, связанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию первичного звена здравоохранения в Республике Марий Эл.


Региональная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации". Принципы модернизации первичного звена здравоохранения базируются на основных принципах охраны здоровья, установленных статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


Региональная программа соответствует целям государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492.


В целях реализации Региональной программы предусмотрено межведомственное взаимодействие с участием Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Министерства социального развития Республики Марий Эл, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Департамента информатизации и связи Республики Марий Эл.


Одна из основных проблем в Республике Марий Эл - снижение рождаемости в 2019 году на 10,1 процента (2018 год - 10,9 процента), за 2018 год зафиксировано снижение на 8,4 процента.


За 2019 год показатель рождаемости составил 9,8 на 1 000 населения (2018 год - 10,9 на 1 000 населения).


За 2019 год по Республике Марий Эл показатель смертности составил 12,1 на 1000 населения. Показатель смертности в Республике Марий Эл в 2018 году - 12,7 на 1000 населения (снижение на 4,7 процента).


Основными причинами смерти в Республике Марий Эл остаются болезни системы кровообращения - 41,0 процента, новообразования - 14,8 процента, несчастные случаи, травмы, отравления - 10,8 процента от числа всех умерших.


Показатель смертности от болезней кровообращения в 2019 году по Республике Марий Эл составляет 512,8 на 100 тыс. населения (2018 год - 560,0 на 100 тыс. населения, снижение на 8,4 процента).


Показатель смертности от новообразований в 2019 году составляет 178,3 на 100 тыс. населения (2018 год - 176,0 на 100 тыс. населения, рост на 1,3 процента).


Показатель смертности от несчастных случаев, травм и отравлений в 2019 году - 126,5 на 100 тыс. населения (2018 год - 129,4 на 100 тыс. населения, снижение на 2,2 процента).


Показатель младенческой смертности в 2019 году составляет 4,4 на 1000 родившихся живыми (2018 год - 5,7 на 1000 родившихся живыми), снижение на 22,8 процента.


В настоящее время первичная медико-санитарная помощь жителям Республики Марий Эл оказывается 34 медицинскими организациями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл (далее - медицинские организации), и их структурными подразделениями (с учетом государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи" и его отделений). Из них в Региональной программе планируется участие 27 медицинских организаций.


Общее техническое состояние зданий медицинских организаций Республики Марий Эл не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Анализ показал, что степень износа зданий медицинских организаций составляет 45,39 процента. Более 60 процентов зданий расположены в приспособленных зданиях и зданиях, построенных в 1940 - 1970 годах, имеющих значительный износ основных конструкций (протечка кровли, просадка фундамента, трещины наружных стен, загнивание и перекосы оконных блоков), площади и набор помещений которых не соответствуют действующим требованиям санитарных правил и норм. Существующие объемно-планировочные решения не соответствуют требованиям действующих правил пожарной безопасности. Объекты инженерно-технического обеспечения медицинских организаций республики достигли предельного технического состояния.


В 2020 году реализуются мероприятия по проведению широкомасштабной диспансеризации населения. Оказание качественной первичной медико-санитарной помощи населению предполагает наличие в медицинских организациях необходимого медицинского оборудования (изделий) по профилю оказываемой помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.


В связи с отсутствием в достаточном количестве диагностического оборудования, в том числе рентгенологического и ультразвукового оборудования, ряд необходимых исследований проводится не во всех медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.


В медицинских организациях в 2020 году для первичной диагностики злокачественных новообразований имеется 86 единиц рентгенологического оборудования, в том числе 79 процентов со сроком эксплуатации свыше 10 лет, 141 аппарат для ультразвуковой диагностики, в том числе 30 процентов со сроком эксплуатации свыше 10 лет, 150 единиц эндоскопического оборудовании (39,3 процента со сроком эксплуатации свыше 7 лет), 28,5 процента диагностического и лучевого оборудования является цифровыми. Обеспечение фактического наличия цифровых медицинских изделий с функцией дистанционной передачи не позволяет в полном объеме проводить медицинские консультации и осуществлять динамическое наблюдение и мониторинг за состоянием здоровья пациентов, в том числе проживающих в сельской местности, данный факт сказывается на качестве оказания медицинской помощи и повышает риск возникновения запущенных случаев заболевания и увеличивает смертность среди населения.


Имеющиеся ресурсы первичного звена для ранней диагностики рака позволили снизить одногодичную летальность в 2019 году на 5,2 процента по сравнению с 2018 годом и увеличить выявляемость злокачественных новообразований на I и II стадии заболевания. Одногодичная летальность в 2019 году составила 21,9 процента, в 2018 году - 23,1 процента. За 2019 год вновь выявлено 2 386 случаев онкологических заболеваний, из них на I и II стадии выявлено 1 426 случаев (59,8 процента от числа случаев, выявленных впервые). Доля больных со злокачественными новообразованиями, выявленных активно, в 2019 году составила 23,6 процента при нормативе 22,5 процента. В ходе проведенной диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2019 году впервые выявлен 171 случай злокачественных новообразований, что составляет 7,2 процента от всех выявленных злокачественных новообразований.


Структура первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями: другие локализации - 37,8 процента, рак кожи (в том числе мелонома) - 21,5 процента, рак молочной железы - 10,2 процента, рак женской репродуктивной системы - 10,1 процента, рак легкого, трахеи, бронхов - 7,9 процента, рак желудка - 6,6 процента, колоректальный рак - 5,9 процента.


Дальнейшее улучшение показателей ранней выявляемости злокачественных новообразований невозможно без замены устаревшего и внедрения нового высокотехнологичного медицинского оборудования в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.


В целях обеспечения доступности, повышения качества и оперативности оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в сельской местности, и в целях достижения максимального приближения первой медицинской помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах республики (где нет фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов) создано 188 домовых хозяйств, для организации их работы в медицинских организациях действуют 14 консультативных врачебных пунктов.


Для оказания медицинской, консультативной помощи жителям села используются выездные формы работы. В 2019 году работают 20 выездных бригад. Организовано 1 163 выезда, осмотрено 79 420 пациентов, увеличение количества осмотренных пациентов составило 17,9 процента.


Более 95 процентов автомобильного транспорта медицинскими организациями используется более 10 лет. Сохраняется острая потребность в приобретении новых автомобилей в целях повышения эффективности деятельности служб медицинских организаций по доставке пациентов в медицинские организации для оказания первичной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, по оказанию неотложной медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи на дому.


Важной проблемой в обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи населению Республики Марий Эл, в том числе оказываемой в сельской местности, остается дефицит кадров. По состоянию на 1 января 2020 г. расчетный дефицит врачей в медицинских организациях составляет 393 человека.


Паспорт Региональной программы приведен в приложении N 1 к Региональной программе.



II. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации региональной программы, общая оценка вклада региональной программы в достижение цели региональной программы, оценка рисков ее реализации


Региональная программа направлена на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи жителям Республики Марий Эл, в том числе проживающим в сельской местности. Региональная программа будет реализовываться при проведении мероприятий по территориальному планированию, что позволит создать оптимальные схемы размещения медицинских организаций, разработать схемы маршрутов пациентов от каждого населенного пункта в зависимости от заболевания, состояния пациента и порядков оказания медицинской помощи по профилю заболевания. Для решения данной задачи планируется замена имеющих высокую степень износа фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий и территориальных поликлиник, что позволит организовать оказание медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы, исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.


В Республике Марий Эл только 5 процентов автомобильных дорог соответствуют нормативным требованиям. С целью повышения доступности медицинской помощи для сельских жителей и жителей отдаленных территорий, обеспечения доезда населения общественным транспортом до медицинских организаций необходимо к 2025 году выполнить ремонт и строительство дорог регионального и муниципального значения.


С целью обеспечения качества оказания медицинской помощи будут проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций, а именно оснащение учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, современным диагностическим оборудованием, прежде всего цифровым.


Приобретение автомобилей для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечит автотранспортом участковых врачей, педиатров и позволит осуществлять выезды в отдаленные районы республики для оказания медицинской помощи пациентам на дому, доставку пациентов в медицинские организации, увеличить количество посещений с лечебно-профилактической целью выездными бригадами, а также использовать автотранспорт для перевозки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, биологического материала.


В Республике Марий Эл оказание медицинской помощи, организованной с учетом "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь", организовано в 5 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в 2020 году планируется участие 20 медицинских организаций в создании и тиражировании "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".


С целью решения вопроса качественного оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи жителям Республики Марий Эл, в том числе в сельских районах, необходимо обеспечить медицинские организации высококвалифицированными кадрами, для этого планируется восполнить их дефицит, устранить кадровый дисбаланс в медицинских организациях, обеспечить медицинских работников мерами социальной поддержки. К 2025 году планируется достичь укомплектованности врачебных должностей и среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 95 процентов.


В целях выполнения рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, необходимо увеличить долю выплат по окладам в структуре заработной платы медицинских работников до рекомендуемых значений - 55 - 60 процентов заработной платы.


Будут проведены мероприятия, направленные на достижение целевых индикаторов структуры заработной платы:


ежегодное с 1 января повышение окладов в соответствии с планируемым повышением заработной платы медицинских работников (с учетом обеспечения с 2021 года должностных окладов медицинских работников не ниже минимального размера оплаты труда);


дополнительное повышение окладов за счет перераспределения финансовых средств фонда оплаты труда;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»