Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года. Развитие и совершенствование программ льготного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку, является одним из важнейших направлений здравоохранения.
Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить:
недостаточное развитие российской фармацевтической промышленности как источника доступных лекарственных препаратов;
рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространенных заболеваний;
отсутствие механизмов стимулирования использования не менее эффективных, но более дешевых воспроизведенных лекарственных средств (дженериков), а также агрессивную маркетинговую политику производителей лекарственных средств;
случаи нерациональных и неэффективных лекарственных назначений, не соответствующих общепринятым мировым стандартам диагностики и лечения (зачастую в силу отсутствия адаптации в Российской Федерации таких стандартов), безответственное применение лекарственных препаратов без медицинских показаний;
слабую систему профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;
отсутствие системы прогнозирования развития заболеваний и их осложнений;
неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготное, необходимое для их лечения.
С целью предоставления гарантированной медицинской помощи необходимо обеспечение отдельных категорий граждан по медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В настоящее время государственные гарантии не в полной мере покрывают потребности всех категорий населения в лекарственных препаратах при оказании медицинской помощи в первую очередь в амбулаторных условиях. Поэтому определяющее воздействие на доступность медицинской помощи, ее качество и эффективность в Курганской области оказывает уровень доходов граждан, который напрямую связан с возможностью реализации их трудовой функции.
Сохраняются проблемы с обеспечением граждан лекарственными препаратами, обусловленные ограниченными финансовыми ресурсами государства. Существует недофинансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами как в Российской Федерации, так и в Курганской области, что снижает доступность современных препаратов для населения.
Для решения данной проблемы требуется в том числе совершенствование организационных процессов.
Система лекарственного обеспечения должна соответствовать современным требованиям к лечению на основе принципов доказательной медицины и установленных стандартов медицинской помощи.