В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" следующее изменение:
государственную программу Красноярского края "Развитие транспортной системы" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
Наименование государственной программы Красноярского края | "Развитие транспортной системы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель программы | министерство транспорта Красноярского края |
Соисполнители программы | министерство образования Красноярского края; министерство строительства Красноярского края |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы | подпрограммы: подпрограмма "Дороги Красноярья"; подпрограмма "Развитие транспортного комплекса"; подпрограмма "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов"; подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
Цели программы | развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры; повышение доступности транспортных услуг для населения; повышение комплексной безопасности дорожного движения; создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий министерства транспорта Красноярского края |
Задачи программы | обеспечение сохранности, модернизация и развитие сети автомобильных дорог края; обеспечение потребности населения в перевозках; обеспечение дорожной безопасности; обеспечение деятельности министерства транспорта Красноярского края |
Этапы и сроки реализации программы | срок реализации программы 2014 - 2030 годы |
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы | перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы |
Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации | общий объем финансирования программы составляет 189845109,6 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 13495793,9 тыс. рублей; в 2015 году - 16209754,1 тыс. рублей; в 2016 году - 15569218,5 тыс. рублей; в 2017 году - 15789990,7 тыс. рублей; в 2018 году - 18717259,2 тыс. рублей; в 2019 году - 19287310,2 тыс. рублей; в 2020 году - 22617082,1 тыс. рублей; в 2021 году - 22699340,3 тыс. рублей; в 2022 году - 22107215,3 тыс. рублей; в 2023 году - 21475745,3 тыс. рублей; в 2024 году - 828000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 524200,0 тыс. рублей; в 2026 году - 524200,0 тыс. рублей; в том числе: средства краевого бюджета - 35573414,5 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 2509892,0 тыс. рублей; в 2015 году - 2505444,5 тыс. рублей; в 2016 году - 2568611,9 тыс. рублей; в 2017 году - 3209944,1 тыс. рублей; в 2018 году - 4404950,9 тыс. рублей; в 2019 году - 4219406,9 тыс. рублей; в 2020 году - 4922931,4 тыс. рублей; в 2021 году - 3896853,2 тыс. рублей; в 2022 году - 3810522,5 тыс. рублей; в 2023 году - 3524857,1 тыс. рублей; средства дорожного фонда - 129233444,7 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 8802638,9 тыс. рублей; в 2015 году - 9443912,8 тыс. рублей; в 2016 году - 10533263,6 тыс. рублей; в 2017 году - 10904239,5 тыс. рублей; в 2018 году - 11729279,0 тыс. рублей; в 2019 году - 12417332,2 тыс. рублей; в 2020 году - 14705957,6 тыс. рублей; в 2021 году - 15722858,4 тыс. рублей; в 2022 году - 16781756,7 тыс. рублей; в 2023 году - 16315806,0 тыс. рублей; в 2024 году - 828000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 524200,0 тыс. рублей; в 2026 году - 524200,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 24827222,6 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 2183263,0 тыс. рублей; в 2015 году - 4260396,8 тыс. рублей; в 2016 году - 2467343,0 тыс. рублей; в 2017 году - 1675807,1 тыс. рублей; в 2018 году - 2583029,3 тыс. рублей; в 2019 году - 2650571,1 тыс. рублей; в 2020 году - 2924474,4 тыс. рублей; в 2021 году - 3038276,9 тыс. рублей; в 2022 году - 1462437,3 тыс. рублей; в 2023 году - 1581623,7 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 211027,8 тыс. рублей, из них: в 2020 году - 63718,7 тыс. рублей; в 2021 году - 41351,8 тыс. рублей; в 2022 году - 52498,8 тыс. рублей; в 2023 году - 53458,5 тыс. рублей |
Транспорт играет важнейшую роль в экономике Красноярского края (далее по тексту программы - Красноярский край, край, регион) и в последние годы в целом удовлетворяет спрос населения и экономики в перевозках пассажиров и грузов.
В Красноярском крае организовано более 900 маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Перевозку пассажиров по указанным маршрутам осуществляет порядка 180 хозяйствующих субъектов различной формы собственности. Ежедневно на маршруты регулярных перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом выходят более 3000 транспортных средств. Среднегодовой пассажиропоток составляет порядка 330 млн пассажиров.
При этом для перевозки пассажиров используются устаревшие транспортные средства, работающие в большинстве случаев с превышением установленного заводом-изготовителем срока службы транспортного средства (более 50% транспортных средств).
В рамках краевой программы пассажирских перевозок водным транспортом организованы межмуниципальные маршруты Енисейск - Бор (протяженность 473 км) и Красноярск - Дудинка (протяженность 1992 км), а также пригородный маршрут Торговый центр - Усть-Мана (протяженность 28 км). Ежегодно в навигационный период в рамках программы пассажирских перевозок водным транспортом перевозится порядка 60 тыс. пассажиров.
Грузовые перевозки представлены коммерческими компаниями, крупнейшей из которых является АО "Енисейское речное пароходство". В целом по Енисейскому бассейну внутренних водных путей перевозится порядка 5,5 - 6 млн тонн грузов.
Для внутреннего водного транспорта также характерна проблема обновления судов. Эксплуатируемые на маршруте Красноярск - Дудинка пассажирские суда построены в период с 1953 по 1958 год. В случае вывода их из эксплуатации в Енисейском бассейне будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров от г. Красноярска до г. Дудинки. Прекратится транспортное сообщение с населенными пунктами, расположенными в нижнем течении реки Енисей от п. Бор до г. Дудинка (кроме городов Игарка и Дудинка), которые окажутся в транспортной изолированности.
В целях развития водного транспорта необходимо: сохранение и развитие Северного морского пути (СМП) и сопряженной транспортной системы "Енисей-СМП"; развитие арктических портов Диксона, Хатанги; строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таналау; организация отстойно-ремонтной базы для гарантированного и своевременного ввода судов в эксплуатацию; поиск наиболее оптимальных схем финансирования обновления флота.
Для региона с его огромными расстояниями и труднодоступными территориями особое значение имеет бесперебойная работа гражданской авиации.
Региональные авиаперевозки на территории края осуществляются через международный аэропорт Красноярск имени Д.А. Хворостовского (далее по тексту программы - аэропорт Красноярск) и аэропорт Норильск (Алыкель). Ежегодно аэропортами обслуживается более 2,2 млн человек. Из аэропорта Красноярск выполняются полеты в 28 российских городов, из аэропорта Норильск (Алыкель) - в 10 городов.
Внутрирегиональные авиаперевозки из Красноярска выполняются по 18 маршрутам, из них 12 включены в программу субсидируемых перевозок. По программе субсидируемых перевозок в 2019 году перевезено 34,6 тыс. человек.
В целях обеспечения транспортной доступности территории Красноярского края, работа по расширению маршрутной сети авиаперевозок ведется на постоянной основе.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность и доступность перевозок пассажиров воздушным транспортом, является используемый парк воздушных судов, который на сегодняшний день устарел, и возможность его быстрого обновления отсутствует.
Вместе с тем необходимо системно развивать аэропортовую и аэродромную инфраструктуру региона, совершенствовать механизмы субсидирования авиаперевозок из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории региона осуществляет акционерное общество "Краспригород" (далее по тексту программы - АО "Краспригород").
Перевозка осуществляется на железнодорожных участках Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Енисейская - Кошурниково, Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний период.
По состоянию на 31.12.2020 в организации пригородных железнодорожных перевозок задействовано 204 вагона электропоездов, которыми перевозится около шести миллионов пассажиров в год. При этом потребность в подвижном составе для организации перевозок составляет 212 вагонов.
Вместе с тем в 2021 году в связи с выработкой нормативного эксплуатационного срока списанию подлежат 24 вагона. Соответственно, для достижения высокого уровня организации транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом необходимо приобрести 32 вагона для электропоездов.
Кроме того, в области развития железнодорожного транспорта первоочередными задачами являются: комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет; реализация крупного межрегионального проекта строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино; завершение строительства железнодорожной ветки Карабула - Ярки; строительство глубокого железнодорожного северного обхода Красноярска.
В условиях бурного развития добывающей промышленности в Красноярском крае темпы развития автодорожной транспортной инфраструктуры не соответствуют существующей потребности, что приводит к снижению инвестиционной привлекательности региона и перспектив его дальнейшего развития.
Из-за недостаточной плотности дорожной сети часть межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляется со значительным перепробегом автобусов, что обуславливает дополнительные транспортные расходы перевозчиков.
Рост уровня автомобилизации Красноярского края (далее по тексту программы - уровень автомобилизации) и значительное превышение тоннажа современных транспортных средств над предельно допустимыми нагрузками на дорожные одежды, установленные отраслевыми дорожными нормами, приводит к ускоренному износу и преждевременному разрушению автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Из общей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения протяженностью 14257,45 км, по данным диагностики 2019 года, по состоянию на 01.01.2020 4591,46 км дорог (32,2%) не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог по ровности, прочности, сцепным характеристикам покрытия и нуждаются в ремонте.
На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения из 943 искусственных сооружений, в том числе 220 - деревянных и 723 - капитальных, по состоянию на 01.06.2020 в неудовлетворительном состоянии находятся 163 моста, в аварийном состоянии - 6 мостов, в удовлетворительном состоянии - 535 мостов и в хорошем состоянии - 239 мостов.
Имеется существенный разрыв в качественных показателях между транспортно-эксплуатационными показателями автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих преимущественно социальные потребности муниципальных образований Красноярского края. Неудовлетворительные потребительские свойства последних сдерживают социально-экономическое развитие села, являются причиной неуправляемой и неэффективной миграции сельского населения в инфраструктурно обеспеченные территории.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования местного значения практически сопоставима с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. При этом муниципальные образования Красноярского края не располагают необходимыми финансовыми ресурсами не только для строительства и реконструкции автомобильных дорог, но и для обеспечения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и их ремонту.
Финансовый риск связан с наполнением дорожного фонда Красноярского края в меньшем объеме, чем было учтено при его планировании. В случае уменьшения объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Красноярского края и отсутствия возможности его восполнения за счет средств краевого бюджета возникнет необходимость в уменьшении расходных обязательств, как следствие, не будут достигнуты плановые значения конечных результатов мероприятий программы.
В результате реализации программы останется значительная протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящаяся в неудовлетворительном состоянии, что негативно скажется на скорости транспортного сообщения, которая влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Снижение скорости доставки грузов и пассажиров имеет негативный экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в необходимости увеличения оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в затрате времени людей, которое могло быть использовано на другие цели.
Кроме того, неудовлетворительное состояние дорог может повлечь дополнительные затраты как предприятий, так и рядовых автомобилистов, связанные с ухудшением технического состояния автомобильного транспорта.
Запланированные мероприятия не позволят изменить ситуацию с отставанием темпов развития дорожной сети от уровня автомобилизации (особенно в городе Красноярске), что негативно скажется на социально-экономических показателях.
Низкий уровень безопасности дорожного движения в условиях роста уровня автомобилизации становится ключевой проблемой в решении вопросов обеспечения общественной защищенности населения и вызывает справедливую обеспокоенность граждан.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач как Красноярского края, так и Российской Федерации в целом. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу в целом и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, а также к гибели детей.
Последствия дорожно-транспортных происшествий наносят огромный демографический, моральный и материальный ущерб Красноярскому краю и его жителям.