ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 1009-ПП


Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области на 2021 - 2025 годы"

(с изменениями на 25 апреля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 03.03.2022 N 156-ПП, от 23.03.2023 N 198-ПП, от 25.04.2024 N 271-ПП)




В соответствии со статьей 92 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", Распоряжением Правительства Свердловской области от 11.12.2020 N 671-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области на 2021 - 2025 годы" Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области на 2021 - 2025 годы" (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.


3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 30 декабря 2020 г. N 1009-ПП



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 03.03.2022 N 156-ПП, от 23.03.2023 N 198-ПП, от 25.04.2024 N 271-ПП)





ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ"

1.

Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области на 2021 - 2025 годы" (далее - комплексная программа)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

2.

Заказчики комплексной программы

Министерство здравоохранения Свердловской области;

Министерство социальной политики Свердловской области;

Министерство культуры Свердловской области;

Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области

3.

Цель и задачи комплексной программы

цель комплексной программы - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних.

Задачи комплексной программы:

1) организация досуга и занятости несовершеннолетних;

2) создание условий для сохранения здоровья детей в Свердловской области, профилактика зависимостей у несовершеннолетних (алкогольной, наркотической, употребления психоактивных веществ);

3) комплексное развитие и совершенствование системы патриотического воспитания несовершеннолетних граждан на территории Свердловской области;

4) внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)

4.

Важнейшие целевые показатели комплексной программы

1) доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в том числе состоящих на различных видах учета;

2) численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временную работу в свободное от учебы время;

3) охват профилактическими медицинскими осмотрами обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования от числа направленных обучающихся в медицинские организации по итогам проведенного социально-психологического тестирования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психоактивных веществ;

4) доля государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы патриотической направленности;

5) снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, по отношению к предыдущему году

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)

5.

Перечень подпрограмм комплексной программы

отсутствуют

6.

Сроки реализации комплексной программы

2021 - 2025 годы

7.

Объемы и источники финансирования комплексной программы

общий объем финансирования мероприятий комплексной программы составляет 15457827,4 тыс. рублей, в том числе:

2021 год - 2921927,6 тыс. рублей;

2022 год - 2973164,6 тыс. рублей;

2023 год - 3084571,6 тыс. рублей;

2024 год - 3227115,0 тыс. рублей;

2025 год - 3251048,6 тыс. рублей

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 03.03.2022 N 156-ПП, от 23.03.2023 N 198-ПП, от 25.04.2024 N 271-ПП)

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы

1) снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними;

2) снижение количества несовершеннолетних, ставших жертвами преступных посягательств;

3) снижение количества несовершеннолетних, имеющих зависимости от употребления алкогольной, наркотической продукции, психоактивных веществ, новых потенциально опасных веществ;

4) снижение числа несовершеннолетних, допускающих систематические пропуски занятий в общеобразовательных организациях;

5) увеличение числа несовершеннолетних, охваченных дополнительным образованием, отдыхом и оздоровлением



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА


Одной из наиболее значимых социально опасных проблем, угрожающих социальной безопасности государства и граждан, является детская безнадзорность. Основной задачей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе деструктивного поведения несовершеннолетних, является предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)


При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе деструктивного поведения несовершеннолетних, необходимо руководствоваться международным и российским законодательством: Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)


К категории безнадзорных детей относятся дети, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, содержанию и (или) обучению со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних.


На 1 октября 2020 года на учете в территориальных органах внутренних дел Свердловской области состояли 3893 законных представителя, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию, обучению своих несовершеннолетних детей, из них 2491 человек - за употребление алкогольной продукции, 103 - за употребление наркотических средств, 105 - имели непогашенную судимость (в том числе 42 - за совершение преступлений в отношении своих детей), 98 - ранее уже были лишены родительских прав. В этих семьях воспитываются 7793 ребенка, из которых 601 состоит на учете в территориальных органах внутренних дел по различным основаниям (в том числе за совершение преступлений и административных правонарушений, бродяжничество, антиобщественное поведение, употребление спиртных напитков, наркотических средств и новых потенциально опасных психотропных веществ).


Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе деструктивного поведения несовершеннолетних, основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)


В Свердловской области создана система организаций социального обслуживания семьи и детей, деятельность которых направлена на профилактику детского и семейного неблагополучия и целевое предоставление социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. На территории Свердловской области функционируют 17 центров социальной помощи семье и детям, 46 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В 17 комплексных центрах социального обслуживания населения функционируют отделения по работе с семьями и детьми, в том числе 7 отделений социальной реабилитации (временный приют) для несовершеннолетних. В систему социального обслуживания семьи и детей также включены 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей.


В 72 организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области (далее - организации социального обслуживания), имеются места для социального обслуживания несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания, в 17 - места для социального обслуживания несовершеннолетних в условиях дневного пребывания. В целом в организациях социального обслуживания насчитывается 2600 стационарных мест и 281 место дневного пребывания. Работа организаций социального обслуживания направлена на восстановление связей воспитанников организаций социального обслуживания с родной семьей.


Увеличивается численность семей, которым предоставляются социальные услуги: в 2017 году социальные услуги получили 47,1 тыс. семей, в 2018 году - 49,5 тыс. семей, в 2019 году - 80,0 тыс. семей. Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних с участковыми социальными службами функционируют в 56 организациях социального обслуживания. Участковая социальная служба является одним из базовых элементов в работе организаций социального обслуживания. Сочетание различных форм помощи, поддержки и возможность оперативного реагирования на выявленные проблемы позволяют создать основу для организации межведомственного взаимодействия в оказании помощи и поддержки семье и детям.


Для поддержки и оказания социально-психологической помощи детям, семьям с детьми в структуре организаций социального обслуживания семьи и детей Свердловской области функционируют 33 отделения психолого-педагогической помощи. Специалисты указанных отделений оказывают социально-педагогические и социально-психологические услуги, проводят социально-психологическую диагностику несовершеннолетних.


Детской безнадзорности неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, зачастую влекущие за собой тяжкие последствия для здоровья детей.


На протяжении последних 5 лет, с 2015 года на территории Свердловской области наблюдается постепенное снижение общего числа несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, во всех возрастных категориях. По итогам 10 месяцев 2020 года в результате принимаемых профилактических мероприятий во взаимодействии с субъектами системы профилактики количество преступлений, совершенных подростками, снизилось на 18,5% (с 1634 до 1332), удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократился с 5,5 до 4,7% (таблица 1).



Таблица 1



СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Показатель

10 месяцев 2019 года

10 месяцев 2020 года

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними

1634

1332

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления

1627

1277


Несмотря на общую положительную динамику по снижению подростковой преступности в отдельных территориях Свердловской области отмечается рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (от 4,7 до 45,5%), в связи с чем необходимы совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе деструктивного поведения несовершеннолетних, разработка новых форм и методов работы с несовершеннолетними.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 23.03.2023 N 198-ПП)


Также остро стоит проблема употребления несовершеннолетними алкогольной продукции, наркотических средств, новых потенциально опасных психотропных веществ, наблюдается рост числа административных правонарушений, связанных с употреблением спиртосодержащей продукции, одурманивающих средств, в том числе лицами, не достигшими возраста привлечения к административной ответственности. В Свердловской области ситуация по употреблению наркотических средств среди несовершеннолетних нестабильна и вызывает опасения: за 10 месяцев 2020 года под наблюдением находились 25 подростков, больных наркоманией, что выше данных 2019 года на 13,6% (под наблюдением находились 22 подростка). Положительным фактом является отсутствие в группе наблюдения в связи с наркоманией детей в возрасте до 14 лет. В группе лиц, употребляющих наркотические вещества с вредными последствиями (без сформированной физической зависимости), зарегистрированы дети всех возрастных категорий и отмечено снижение их количества в сравнении с аналогичным периодом 2019 года: дети до 14 лет - 16 человек (2019 год - 20 человек), подростки старше 15 лет - 62 человека (2019 год - 92 человека).


По итогам 10 месяцев 2020 года на фоне снижения общего числа лиц, доставленных в медицинские организации Свердловской области с острыми отравлениями наркотическими веществами, отмечен рост отравлений среди несовершеннолетних (за 10 месяцев 2020 года зарегистрировано 50 случаев отравлений несовершеннолетних лиц, по итогам 2019 года - 31 случай отравления несовершеннолетних). Также отмечается рост смертельных отравлений среди несовершеннолетних: за 10 месяцев 2020 года зарегистрировано 3 случая острого отравления несовершеннолетних наркотическими веществами и их производными (в 2019 году смертельных отравлений среди несовершеннолетних не зарегистрировано). В этих условиях одной из стратегических задач по реализации антинаркотической политики является профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков, в том числе среди несовершеннолетних.


Препятствуя вовлечению подростков в деструктивные формы поведения, организация досуговой занятости в свободное от учебы время, в том числе организация дополнительного образования детей, является одним из значимых показателей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


По состоянию на 31 декабря 2019 года в Свердловской области функционировала 431 организация дополнительного образования (далее - ОДО) разных ведомств (образования, культуры, физической культуры и спорта), а также 12 негосударственных образовательных организаций.


Во всех ОДО Свердловской области независимо от ведомственной принадлежности занимаются 315170 детей. По данным мониторинга органов местного самоуправления муниципальных образований, на конец 2019 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, составила 74% (в 2018 году - 73%).


Основные направления воспитания определены Стратегией развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 N 900-ПП "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года" (далее - Стратегия). Мероприятия, реализуемые согласно направлениям Стратегии, направлены на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию. Большое внимание уделено просвещению родителей (законных представителей) в сфере повышения компетенций по вопросам детско-родительских отношений, что достигается за счет организации и проведения вебинаров, виртуальных площадок для участников образовательных отношений через семинары-практикумы и реализацию проекта "Родительские университеты".


Анализируются и распространяются лучшие практики и технологии воспитания и социализации обучающихся через проведение конкурсов в сфере педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью, конкурсов среди частных образовательных организаций и национально-культурных автономий, реализующих этнокультурные образовательные проекты.


На территории Свердловской области сформировано межведомственное взаимодействие по патриотическому воспитанию граждан. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области оказывают поддержку общественным объединениям, участвующим в работе по патриотическому воспитанию граждан. Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания обучающихся в образовательных и молодежных организациях.


Система патриотического воспитания в Свердловской области включает 17 центров патриотического воспитания, на базе 30 образовательных организаций реализуется кадетская, в том числе казачья, составляющая. Активно развиваются общественные организации, деятельность которых направлена на формирование активной гражданской позиции у молодых граждан, формирование национальной идентичности. В 378 образовательных организациях созданы первичные отделения общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (8,5 тыс. человек). В Свердловской области функционируют 364 военно-патриотических клуба (охват более 12 тыс. обучающихся), организованы отряды Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" с общим количеством участников более 8,5 тыс. человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»