Действующий

Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года и плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года (с изменениями на 27 марта 2023 года)



Рисунок 4. Динамика количества занятых у субъектов МСП на 1000 чел. экономически активного населения в ПФО




Одним из важнейших показателей, позволяющим определить степень эффективности работы любого хозяйствующего субъекта, является финансовый результат, основой для формирования которого является выручка от продажи товаров, продукции, работ (услуг).


На малый и средний бизнес в Пермском крае приходится около 36,7% общего объема оборота продукции и услуг, производимых всеми предприятиями региона. Большая часть оборота всех категорий субъектов МСП приходится на сектор торговли - 52%, на сектор строительства - 12,1%. Вместе с тем около 10,86% оборота малых и средних предприятий формируется в сфере обрабатывающего производства. В целом объем оборота субъектов МСП Пермского края по итогам 2019 года составил 1209100,860* млн рублей, в том числе объем оборота малых предприятий - 740012,3** млн рублей.


________________


* Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС).


** Пермский край в цифрах. 2020: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. - Пермь, 2020.


Муниципальные образования Пермского края имеют различные исходные условия для развития малого бизнеса. Поэтому структура распределения субъектов МСП на территории Пермского края неравномерна. Так, на долю всего пяти (г. Пермь - 56752; Пермский МР - 4386; г. Березники - 3440; Чайковский ГО - 3239; Соликамский ГО - 2040) из сорока шести муниципальных образований Пермского края приходится 74% всех зарегистрированных субъектов МСП, при этом в г. Перми действует более 60% предпринимателей. Такие диспропорции во многом являются следствием структуры экономики, сложившейся за десятилетия в районах и городах края. В этой связи комплекс реализуемых мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края должен учитывать потенциал развития экономики для каждой территории и носить ярко выраженный территориальный аспект.


Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение для решения основных вопросов устойчивого и сбалансированного развития региона. Предпринимательство, помимо создания новых рабочих мест и налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, обеспечивает также потребности населения в товарах и услугах, улучшает общую "инвестиционную картину" региона для потенциальных инвесторов. Кроме того, малое предпринимательство способствует развитию конкурентной среды в регионе, возникновению конкурентных отношений, что в конечном счете несет за собой выгоды и преимущества для населения региона.


С 2013 года на территории Пермского края действует государственная программа Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие", утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1325-п, одной из подпрограмм которой является "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае" (далее - Подпрограмма).


В ходе реализации Подпрограммы оказывается государственная поддержка субъектам МСП как в виде прямой финансовой поддержки предпринимателей (через субсидирование понесенных затрат, через расширение доступа к финансово-кредитным ресурсам), так и в виде мер непрямой поддержки - через предоставление информационно-консультационных услуг предпринимателям, популяризацию предпринимательской деятельности, стимулирование инновационной активности субъектов МСП, поддержку экспортно ориентированных субъектов МСП.


Ежегодно в результате участия в конкурсном отборе, проводимом Минэкономразвития России, привлекаются федеральные субсидии на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Всего за период 2018-2020 годов из федерального бюджета привлечено 1164804,5 тыс. рублей.


С 2018 года реализуется финансовая поддержка субъектов МСП в виде предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так, объем финансовой поддержки субъектов МСП из регионального бюджета в рамках данного мероприятия за период 2018-2020 гг. составил 280089 тыс. рублей.


Основной упор в государственной финансовой поддержке предпринимательского сектора в последние годы был сделан на поддержку обрабатывающего производства: на модернизацию машин и оборудования, так как их физический и моральный износ остается одним из важнейших факторов неустойчивости экономического роста. Это приводит к повышению расходов на оплату труда, сырья и материалов, электроэнергии, снижению качества продукции и ее конкурентоспособности на рынке. С 2020 года финансовая поддержка в виде предоставления субсидий оказывается субъектам МСП, в том числе и в сфере здравоохранения, а также утилизации и переработки твердых бытовых отходов.


Благодаря финансовой поддержке субъектов предпринимательства в сфере обрабатывающего производства, за период 2018-2020 годов возможность реализации своих проектов получили 95 субъектов предпринимательства, более 80% из которых ведут свою деятельность в сфере производства и услуг. При этом получателями поддержки приняты на себя обязательства по созданию 662 новых рабочих мест. По состоянию на 1 января 2020 года уже создано 342 рабочих места, или 52 процента от обязательств.


В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на территории Пермского края реализуются региональные проекты: "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", направленный на развитие системы финансово-кредитной поддержки в виде предоставления субъектам МСП микрозаймов и гарантий на льготных условиях; "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", направленный на развитие гарантийной поддержки субъектам МСП в моногородах, на оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в центре "Мой Бизнес", на обеспечение доступа субъектов МСП к экспортной поддержке, а также на обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям; "Популяризация предпринимательства", направленный на популяризацию и вовлечение в предпринимательскую деятельность, а также вовлечение граждан в легальную предпринимательскую деятельность; "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", направленный на оказание комплекса мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе расширение имущественной поддержки субъектов МСП.