1. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Коми; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Коми, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Коми; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Республики Коми на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
- особенности половозрастного состава населения;
- уровень и структура заболеваемости населения;
- уровень и структура смертности населения;
- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Исходя из представленных ГБУЗ РК "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" расчетных данных о потребности во врачебных кадрах и о специалистах со средним медицинским образованием, полученных при расчете по методикам, утвержденным Приказами Минздрава России от 29 ноября 2019 г. N 974 "Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах" и от 29 ноября 2019 г. N 973 "Об утверждении методики расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием", дефицит врачебных кадров для выполнения территориальной программы государственных гарантий на 2023 год составляет 535 врачей (При этом исходя из представленных ГБУЗ РК "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" расчетных данных о потребности во врачебных кадрах и о специалистах со средним медицинским образованием, полученных при расчете по методикам, утвержденным Приказами Минздрава России от 29 ноября 2019 г. N 974 "Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах" и от 29 ноября 2019 г. N 973 "Об утверждении методики расчета потребности в специалистах со средним медицинским образованием", дефицит врачебных кадров для выполнения территориальной программы государственных гарантий на 2023 год составляет 535 врачей и 438 средних медицинских работников (из них для оказания первичной, в том числе первичной специализированной помощи, врачи-онкологи - 11, врачи-офтальмологи - 27, врачи-педиатры участковые - 48, врачи-терапевты-участковые - 91, врачи общей практики (семейные врачи) - 10, врачи-инфекционисты - 10, врачи-дерматовенерологи - 22, и психиатры - 2, врачи-травматологи-ортопеды - 13, врачи-фтизиатры - 18, врачи-хирурги - 10) и 438 средних медицинских работников: заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами - 21, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 82 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 34 человек, медицинские сестры, работающие на амбулаторном приеме с узкопрофильными врачами - 55.
Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи онкологи, хирурги, педиатры участковые, терапевты участковые), высокому коэффициенту совместительства, что в свою очередь ведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:
- неравномерная концентрация медицинских работников в городах и дефицит их в сельской местности;