Штатная и среднесписочная численность младшего медицинского персонала (далее - ММП), человек
N п/п | Категория | Январь - сентябрь 2019 года | Январь - декабрь 2019 года |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Штатная численность ММП | 720,25 | 717,75 |
в том числе: | 0 | ||
2 | штатная численность ММП, оказывающего первичную медико-санитарную помощь | 53,25 | 44,75 |
3 | штатная численность ММП, оказывающего скорую медицинскую помощь | 0 | 0,00 |
4 | штатная численность ММП центральных районных больниц (районных больниц) | 256 | 252,25 |
5 | Среднесписочная численность ММП | 599,65 | 660,10 |
в том числе | 0 | ||
6 | среднесписочная численность ММП, оказывающего первичную медико-санитарную помощь | 40,4 | 53,75 |
7 | среднесписочная численность ММП, оказывающего скорую медицинскую помощь | 0 | 0,00 |
8 | среднесписочная численность ММП центральных районных больниц (районных больниц) | 244,45 | 244,80 |
9 | Коэффициент совместительства ММП | 1,20 | 1,09 |
в том числе | |||
10 | коэффициент совместительства ММП, оказывающего первичную медико-санитарную помощь | 1,32 | 0,83 |
11 | коэффициент совместительства ММП, оказывающего скорую медицинскую помощь | ||
12 | коэффициент совместительства ММП центральных районных больниц (районных больниц) | 1,05 | 1,03 |
По категории врачи наибольший коэффициент совместительства сложился у врачей центральных районных больниц (районных больниц). Одной из причин дефицита врачей в районных больницах является отток специалистов в другие субъекты Российской Федерации в целях получения выплат по программе "Земский доктор" по постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в периоды после увеличения возрастного ценза, предъявляемого к участникам программы.
Наиболее ощутимый отток происходил в аналогичные учреждения ближайшего субъекта, находящегося в транспортной доступности, а также с целью получения более высокого уровня заработной платы.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации в 2019 году среднемесячный доход от трудовой деятельности по Республике Хакасия составляет 33931,1 рубля, в Красноярском крае - 42820,3 рубля, что влечет разницу в среднемесячной заработной плате у врачей на 17778,4 рублей, у среднего медицинского персонала на 8889,2 рубля или на 26,2%.
Медицинские работники первичного звена увольняются из учреждений Республики Хакасия и трудоустраиваются в медицинские организации г. Минусинска Красноярского края, расположенного в 20 км от г. Абакана Республики Хакасия.
При этом в учреждениях здравоохранения Республики Хакасия проводится постоянная работа по привлечению медицинских работников: встречи с выпускниками медицинского колледжа г. Абакана и медицинских высших учебных заведений г. Абакана, г. Томска, г. Красноярска, организовывается производственная практика студентов с целью привлечения на работу. Информация о вакансиях размещается на сайте медицинских организаций, сайте центра занятости г. Абакана, на портале Роструда "Работа в России".
Кроме того, уровень совместительства частично зависит от увеличения штатной численности по соответствующим должностям в результате исполнения учреждениями предписаний контрольно-надзорных органов. В предписаниях за основу берется рекомендуемая штатная численность, установленная порядками оказания медицинской помощи, это происходит на фоне снижения численности приписного населения, в связи с оттоком населения в города.
Сложилась диспропорция уровня средней заработной платы на одну ставку между минимальным размером оплаты труда (в республике с 01.01.2019 с коэффициентом регионального урегулирования составляет 18048,0 рубля) и минимальным уровнем средней заработной платы врачей, являющихся молодыми специалистами, работающими на одну ставку, не имеющими квалификационной категории, стажа работы, не выполняющими функции участковых или не работающими в скорой медицинской помощи. В таких случаях заработная плата врача незначительно отличается от минимального размера оплаты труда.
По категории средний медицинский персонал наибольший дефицит кадров сложился по среднему медицинскому персоналу, оказывающему первичную медико-санитарную помощь.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в период с 2012 по 2018 год повышалась средняя заработная плата медицинских работников. Плановое соотношение средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности среднего и младшего медицинского персонала по 100%.
Отсутствует дифференциация заработной платы среднего и младшего медицинского персонала, происходит девальвация оценки труда среднего медицинского персонала. Более того, на одну ставку средняя заработная плата среднего медицинского персонала, в ряде случаев, ниже средней заработной платы младшего медицинского персонала, из-за разного уровня укомплектованности персоналом.
По категории младший медицинский персонал, не оказывающими медицинскую помощь (выполняющему функции санитарного содержания палат, специализированных кабинетов, перемещения материальных объектов и медицинских отходов и т.д.) сложились наиболее комфортные условия оплаты труда. Данная категория имеет более низкие требования к квалификации работников по сравнению с врачами и средним медицинским персоналом при установленном гарантированном минимальном размере оплаты труда и невысокой интенсивности работы.
Коэффициент совместительства за период январь - сентябрь 2019 года составил:
по врачам - 1,7;