(с изменениями на 5 февраля 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 15.02.2021 N 42-а, от 07.02.2022 N 32-а, от 26.12.2022 N 656-а, от 13.02.2023 N 31-а, от 28.08.2023 N 385-а, от 18.12.2023 N 575-а, от 05.02.2024 N 20-а)
В целях создания условий, способствующих добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2020 года N 2695-р администрация Костромской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 14 декабря 2020 г. N 566-а
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В КОСТРОМСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 15.02.2021 N 42-а, от 07.02.2022 N 32-а, от 26.12.2022 N 656-а, от 13.02.2023 N 31-а, от 28.08.2023 N 385-а, от 18.12.2023 N 575-а, от 05.02.2024 N 20-а)
Дата согласования проекта государственной программы Костромской области "Оказание содействия добровольному переселению в Костромскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа) Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2020 года N 2695-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области, ответственный за реализацию Программы | Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (далее - уполномоченный орган) |
Цели Программы | 1) обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа); 2) обеспечение социально-экономического развития Костромской области; 3) улучшение демографической ситуации |
Задачи Программы | 1) сокращения дефицита трудовых ресурсов; 2) стимулирование и организация добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для их постоянного проживания на территории Костромской области; 3) увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; 4) закрепление переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Костромской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество |
Исполнители основных мероприятий Программы | 1) уполномоченный орган; 2) департамент образования и науки Костромской области; 3) департамент здравоохранения Костромской области; 4) департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
Этапы и сроки реализации Программы | 2021-2025 годы. Этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы из средств областного бюджета составляет 838,0 тыс. руб., из них по годам: в 2021 году - 90,0 тыс. руб.; в 2022 году - 210,0 тыс. руб.; в 2023 году - 130,0 тыс. руб.; в 2024 году - 200,0 тыс. руб.; в 2025 году - 208,0 тыс. руб. Объем финансирования Программы из средств федерального бюджета составляет 8 442,0 тыс. руб., из них по годам: в 2021 году - 1 710,0 тыс. руб.; в 2022 году - 1 890,0 тыс. руб.; в 2023 году - 1 170 тыс. руб.; в 2024 году - 1 800,0 тыс. руб.; в 2025 году - 1 872,0 тыс. руб. На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету Костромской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и администрацией Костромской области. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном бюджете и областном бюджете на очередной финансовый год |
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 07.02.2022 N 32-а, от 13.02.2023 N 31-а, от 18.12.2023 N 575-а, от 05.02.2024 N 20-а) | |
Основные показатели эффективности Программы | 1) численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Костромскую область и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - УМВД России по Костромской области), чел.; 2) доля участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью, от общего количества соотечественников трудоспособного возраста, прибывших в Костромскую область и поставленных на учет в УМВД России по Костромской области в рамках Государственной программы, %; 3) доля студентов, участвующих в Государственной программе, получающих образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в возрастной категории до 29 лет от общего количества соотечественников, прибывших в Костромскую область и поставленных на учет в УМВД России по Костромской области, %; 4) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих 2-х и более детей, чел.; 5) доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь в виде дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, от общего числа прибывших в Костромскую область участников Государственной программы и членов их семей, %; 6) количество справочно-информационных материалов, в том числе публикаций, размещенных в средствах массовой информации, о ходе и результатах реализации Программы, ед.; 7) количество участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, направленных на получение дополнительного профессионального образования, чел; 8) доля участников Государственной программы, имеющих профессиональное образование, в общем количестве участников Государственной программы, получивших положительное решение на въезд в Костромскую область при согласовании заявлений, % |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить: 1) привлечение на территорию Костромской области за период реализации Программы 1 200 соотечественников, из которых 600 соотечественников - участники Государственной программы, и 600 соотечественников - члены их семей, в том числе по годам: 2021 год - 150 участников Государственной программы и 150 членов их семей; 2022 год - 150 участников Государственной программы и 150 членов их семей; 2023 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2024 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2025 год - 100 участников Государственной программы и 100 членов их семей; 2) доля участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью, от общего количества соотечественников трудоспособного возраста, прибывших в Костромскую область и поставленных на учет в УМВД России по Костромской области в рамках Государственной программы, составляет по годам: 2021 год - 60%; 2022 год - 60%; 2023 год - 60%; 2024 год - 60%; 2025 год - 60%; 3) доля студентов, участвующих в Государственной программе, получающих образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в возрастной категории до 29 лет от общего количества соотечественников, прибывших в Костромскую область и поставленных на учет в УМВД России по Костромской области, составляет по годам: 2021 год - 10%; 2022 год - 10%; 2023 год - 10%; 2024 год - 10%; 2025 год - 10%; 4) количество участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, направленных на получение дополнительного профессионального образования, составляет по годам: 2021 год - 3 человека; 2022 год - 3 человека; 2023 год - 3 человека; 2024 год - 3 человека; 2025 год - 3 человека; 5) доля участников Государственной программы, имеющих профессиональное образование, в общем количестве участников Государственной программы, получивших положительное решение на въезд в Костромскую область при согласовании заявлений, составляет по годам: 2021 год - 60%; 2022 год - 60%; 2023 год - 60%; 2024 год - 60%; 2025 год - 60%; 6) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих 2-х и более детей, составляет по годам: 2021 год - 23 человека; 2022 год - 23 человека; 2023 год - 23 человека; 2024 год - 23 человека; 2025 год - 23 человека; 7) доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь в виде дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, от общего числа прибывших в Костромскую область участников Государственной программы и членов их семей, составляет по годам: 2021 год - 10%; 2022 год - 10%; 2023 год - 10%; 2024 год - 10%; 2025 год - 10%; 8) количество справочно-информационных материалов, в том числе публикаций, размещенных в средствах массовой информации, о ходе и результатах реализации Программы, составляет по годам: 2021 год - 130 единиц; 2022 год - 130 единиц; 2023 год - 130 единиц; 2024 год - 130 единиц; 2025 год - 130 единиц |
(в ред. постановления администрации Костромской области от 18.12.2023 N 575-а) |
1. Костромская область входит в группу регионов Центрального федерального округа, которые имеют однотипные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли, старение населения, значительные диспропорции в численности сельского и городского населения, отток трудоспособного населения в другие регионы.
2. Костромская область - самая малочисленная и малонаселенная территория Центрального федерального округа. За 5 лет численность населения Костромской области уменьшилась на 18,1 тыс. чел. и на 1 января 2020 года составила 633,4 тыс. чел. при плотности 10,5 чел./км2.
В Костромской области отмечается сложная демографическая ситуация: ежегодно смертность превышает рождаемость. В 2019 году в Костромской области родилось 5,8 тыс. чел., число умерших составило 9,4 тыс. чел. Естественная убыль населения в среднем по году составляет около 3,6 тыс. чел. Тенденция снижения численности постоянного населения Костромской области из-за естественной его убыли сохраняется.
Основная масса населения региона проживает в городах и районных центрах, более трети населения Костромской области - в областном центре, где экономическая жизнь протекает более активно. Доля городского населения в общей численности населения составляет 72,7%, сельского населения - 27,3%. При этом сельское население сокращается более быстрыми темпами, чем городское, а численность жителей областного центра ежегодно увеличивается.
Соотношение между полами в последние два года не изменилось. На 1 января 2020 года в Костромской области проживало 291,4 тыс. мужчин (46%) и 342,0 тыс. женщин (54%).
3. Одной из проблем демографического развития Костромской области является процесс старения населения. На начало 2020 года людей старше трудоспособного возраста в регионе было в 1,5 раза больше, чем детей и подростков до 16 лет. Почти каждый четвертый житель - пенсионер.
4. Источником восполнения потерь численности населения служит миграция. При этом миграционные процессы не влияют на стабилизацию численности населения Костромской области. Миграционная убыль населения наблюдается в регионе с 2003 года.
С территории Костромской области происходит отток населения трудоспособного возраста в близлежащие субъекты Российской Федерации. В миграционном обмене с регионами России население области за 2019 год уменьшилось на 1,4 тыс. чел. Наибольший миграционный прирост сложился с Узбекистаном, Таджикистаном, Арменией, Казахстаном.
Миграционная ситуация в регионе такова, что в настоящее время приток иммигрантов из-за рубежа можно рассматривать как положительный момент, а наличие в регионе временных трудовых мигрантов позволяет восполнить недостаток региональных трудовых ресурсов.
Численность привлекаемой в регион иностранной рабочей силы уменьшилась с 5 759 человек в 2014 году до 3 773 человек в 2019 году, что привело к уменьшению доли иностранных работников в численности занятых в экономике региона с 1,8% до 1,2%. Количество иностранных работников, привлекаемых на основании патентов, ежегодно составляет не более 3 500 человек. Поэтому иностранные работники не оказывают существенного влияния на региональный рынок труда.
5. Обстановка, сложившаяся на рынке труда Костромской области, в 2019 году характеризовалась как стабильная.
Численность рабочей силы Костромской области в 2019 году уменьшилась на 2,7% к уровню предыдущего года и составила 309,2 тыс. чел. Уровень занятости населения Костромской области в 2019 году по сравнению с 2018 годом по данным Росстата уменьшился на 1,1%. Уровень общей безработицы в 2019 году по сравнению с 2018 годом, рассчитанный по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшился на 0,4% и составил 4,1%.
В связи с вступлением в силу в 2019 году федерального законодательства, предусматривающего повышение размера пособия по безработице, а также изменение пенсионного возраста, на начало 2020 года уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,14% и составил 0,72%, при этом коэффициент напряженности за указанный период уменьшился на 0,1 и составил 0,4 чел. на вакансию.