ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2020 года N 1570-П


О внесении изменений в план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе



Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2019 года N 1245-П.



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 декабря 2020 года N 1570-П



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ


1. Раздел II изложить в следующей редакции:

"II. Обоснование цели обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, а также необходимости проведения мероприятий по повышению значений показателей доступности



На территории автономного округа, как и в целом по Российской Федерации, на протяжении ряда лет наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2006 году численность инвалидов составляла 2,6% от всего населения региона, то к началу 2019 года достигла 2,9%.


На 01 января 2019 года численность инвалидов в автономном округе составила 15 666 человек.


По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят злокачественные новообразования, болезни кровообращения, психические расстройства. Среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности - психические расстройства, врожденные аномалии и болезни эндокринной системы.


Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.


В соответствии с пунктом "ж" части 1 статья 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


В Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы.


Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности путем проведения реабилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.


В автономном округе на протяжении последних лет особое внимание уделяется вопросам формирования доступной среды. При проектировании новых объектов социальной инфраструктуры в задании на проектирование (техническое задание) объекта в обязательном порядке включаются требования действующих норм и правил по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения (далее - МГН). Кроме того, начиная с 2010 года в автономном округе проводится системная работа по адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов. Финансирование работ по формированию доступной среды в автономном округе осуществляется за счет средств федерального, окружного и местных бюджетов.


Для оценки состояния доступности объектов, находящихся в государственной собственности, на которых инвалидам предоставляются государственные услуги, в 2015 - 2016 годах проведена паспортизация объектов образования, социальной защиты, занятости населения, культуры, физической культуры и спорта, транспорта, туризма.


По итогам повторной паспортизации установлено, что в автономном округе по состоянию на 01 января 2017 года на 291 государственном объекте инвалидам предоставляются различные услуги. Учитывая реорганизационные мероприятия, проведенные в исполнительных органах государственной власти автономного округа, по состоянию на 01 января 2019 года услуги в автономном округе оказываются на 302 государственных объектах, в том числе на:


- 34 объектах в сфере социальной защиты населения;


- 14 объектах в сфере занятости населения;


- 7 объектах в сфере образования;


- 198 объектах в сфере здравоохранения;


- 8 объектах в сфере культуры;


- 9 объектах в сфере физической культуры и спорта;


- 11 объектах в сфере транспорта;


- 1 объекте в сфере строительства и жилищной политики;


- 2 объектах в сфере туризма;


- 18 объектах многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.


На 255 объектах в настоящее время не обеспечена полная доступность для всех категорий граждан, имеющих инвалидность и нарушение мобильности (инвалидов с нарушениями зрения, инвалидов с нарушениями слуха, инвалидов на кресле-коляске, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением умственного развития).


Исходя из данных первичной паспортизации был сформирован план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в автономном округе.


В 2016 году в автономном округе для объективизации и систематизации доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения создан и введен в эксплуатацию интернет-портал "Доступная среда" (ds.yanao.ru).


В настоящее время на портале размещены 1 273 паспорта доступности объектов из числа государственных, муниципальных, а также негосударственных организаций.


Возможности портала "Доступная среда" были подробно представлены региональному отделению Общероссийского народного фронта (по их запросу) и получили одобрение. В целях создания условий для осуществления контроля за реализацией "дорожной карты" в 2017 году доработана возможность обратной связи, благодаря которой любой житель Ямала, посетивший тот или иной объект, может направить оператору отзыв об уровне доступности объекта для дальнейшего принятия мер по устранению барьеров.


Государственные и социальные услуги предоставляются департаментом социальной защиты населения автономного округа, государственным казенным учреждением автономного округа "Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ ЯНАО "Центр социальных технологий") и 20 организациями социального обслуживания. Общее число объектов в сфере социальной защиты населения - 34.


Вместе с тем по состоянию на 01 января 2019 года от общего числа объектов в сфере социальной защиты населения автономного округа, на которых инвалидам предоставляются услуги:


- только на 41% объектов обеспечены условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта);


- только на 52% объектов для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа данной категории инвалидов к объектам.


По состоянию на 01 января 2019 года на 100% объектов обеспечено надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам (местам предоставления услуги) с учетом ограничения жизнедеятельности, а также дублирование необходимой звуковой информации для инвалидов по слуху.


В рамках реализации "дорожной карты" перед органами и организациями социальной защиты населения стоят следующие первоочередные задачи:


1) к концу 2025 года довести до 100% от общего числа объектов в сфере социальной защиты населения автономного округа, на которых инвалидам предоставляются услуги, долю объектов, на которых для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа данной категории инвалидов к объектам;


2) к концу 2030 года довести до 100% от общего числа объектов в сфере социальной защиты населения автономного округа, на которых инвалидам предоставляются услуги, долю объектов, на которых обеспечены условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта);


3) к концу 2030 года довести долю объектов, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения, до 100%.


Для решения данных задач планируется адаптация в соответствии с нормами доступности входных групп, расширение дверных проемов путем проведения ремонтов, оборудование парковок, приобретение и другие виды адаптационных работ.


К учреждениям службы занятости населения автономного округа относятся:


- департамент занятости населения автономного округа, являющийся центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере содействия занятости населения;


- 13 центров занятости населения в 13 муниципальных образованиях в автономном округе, оказывающих в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.


В ходе проведения обследования (паспортизации) объектов службы занятости населения автономного округа и анализа предоставляемых услуг установлено, что на начало 2016 года все объекты службы занятости населения автономного округа полностью доступны только для инвалидов с нарушением умственного развития, тогда как для инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху полностью доступные объекты отсутствуют.


Проведенные мероприятия по адаптации объектов в сфере занятости населения в 2016 - 2018 годах позволили обеспечить доступность на 11 объектах.


Для приведения объектов службы занятости населения автономного округа в соответствие с нормативами доступности необходимо проведение капитальных ремонтов.


Перед департаментом занятости населения автономного округа стоит первоочередная задача по доведению до 100% от общего числа объектов доли объектов, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения, в сфере занятости населения к концу 2030 года.


В 2016 - 2017 годах в государственных профессиональных образовательных организациях автономного округа обучались 39 инвалидов, которые получали профессии воспитателя дошкольной образовательной организации, педагога дополнительного образования детей, медицинской сестры, специалиста по документационному обеспечению, автомеханика, портного.


В образовательных организациях автономного округа создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»