ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 31 декабря 2020 года N 204


Об утверждении Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года

(с изменениями на 20 июня 2024 года)

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 20.06.2024 N 133)




В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47 Устава (Основного Закона) Омской области, в целях определения приоритетных направлений государственной политики Омской области по вопросам развития трудовых ресурсов и кадрового потенциала постановляю:


(в ред. Указа Губернатора Омской области от 20.06.2024 N 133)


1. Утвердить Концепцию управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему Указу.


2. Органам исполнительной власти Омской области в пределах своей компетенции обеспечить реализацию Концепции.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, организациям, осуществляющим деятельность на территории Омской области, принять участие в реализации Концепции.


4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Омской области А.С. Ромахина.


(в ред. Указа Губернатора Омской области от 20.06.2024 N 133)



Губернатор Омской области
А.Л.Бурков



Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 31 декабря 2020 г. N 204



КОНЦЕПЦИЯ управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 20.06.2024 N 133)




I. Общие положения


1. Концепция управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года (далее - Концепция) определяет приоритетные направления государственной политики Омской области по вопросам развития трудовых ресурсов и кадрового потенциала.


Актуальность принятия Концепции, являющейся основой для принятия управленческих решений и организации работы, обусловлена необходимостью формирования, развития, рационального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области, а также обеспечения трудовых прав и гарантий работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области (далее соответственно - работники, организации).


Концепция направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Устойчивая и динамичная экономика", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".


(в ред. Указа Губернатора Омской области от 20.06.2024 N 133)


2. Концепция базируется на следующих принципах:


1) целенаправленность - все действия направлены на развитие существующих и формирование новых направлений управления трудовыми ресурсами Омской области, создание социально-экономических условий, способствующих сохранению и развитию кадрового потенциала, улучшению его профессионально-квалификационной структуры;


2) правовая обоснованность - управление трудовыми ресурсами Омской области основано на положениях федерального и областного законодательства;


3) системность и комплексность мер - реализация в рамках Концепции взаимосвязанных мер в области государственной демографической политики Омской области и государственной миграционной политики, профессионального образования, охраны труда и регулирования социально-трудовой сферы, инвестиционной политики Омской области на региональном, муниципальном уровне и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;


4) преемственность - в Концепции учтены основные положения и результаты реализации Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 августа 2013 года N 121.


3. Координация реализации мероприятий Концепции и мониторинг ее реализации осуществляются Министерством труда и социального развития Омской области.



II. Состояние и использование трудовых ресурсов Омской области


4. Омская область обладает значительным кадровым потенциалом, его качественные и количественные характеристики формируются под влиянием демографических, социально-экономических, социально-психологических и нормативно-правовых факторов.


5. Состояние и использование трудовых ресурсов Омской области оценивается по следующим направлениям:


1) демографические и миграционные процессы.


Вследствие демографических и миграционных процессов, прежде всего естественной и миграционной убыли населения Омской области (далее - население), за период 2015 - 2019 годов численность населения уменьшилась на 51,8 тыс. человек, трудовых ресурсов Омской области - более чем на 60,4 тыс. человек.


Как следствие, повышается демографическая нагрузка на трудоспособное население. За последние пять лет она возросла в 1,2 раза.


По демографическим прогнозам Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), тенденция уменьшения численности населения, в том числе трудоспособного населения, сохранится в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В связи с изменением возраста выхода на пенсию темпы снижения численности трудовых ресурсов Омской области замедлятся (с 2021 по 2023 год прогнозируется рост, а в дальнейшем - снижение).


По прогнозу Росстата, численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2026 года сократится по сравнению с началом 2020 года на 14,8 тыс. человек (с 1 070,6 тыс. человек до 1 055,8 тыс. человек).


Значительное негативное воздействие на изменение численности населения и трудовых ресурсов Омской области оказывает миграционный отток населения: за пять лет миграционная убыль населения составила около 42 тыс. человек (в 2019 году - более 12 тыс. человек). Миграционный отток населения ежегодно регистрируется в большинстве муниципальных районов Омской области и с 2017 года - в городе Омске.


Около 70% выбывших - это граждане трудоспособного возраста.


Из числа выбывших в 2019 году граждан трудоспособного возраста более 26% граждан имеют высшее образование, растет доля выбывших из Омской области, имеющих среднее профессиональное образование (с 29,4% в 2015 году до 31,9% в 2019 году).


Для граждан, выбывших в другие субъекты Российской Федерации, наиболее привлекательными в 2019 году были Тюменская, Новосибирская, Московская области, Краснодарский край, города Москва и Санкт-Петербург.


Наряду с миграционным оттоком населения, для Омской области характерна существенная убыль трудоспособного населения в рамках обмена трудовыми ресурсами с другими субъектами Российской Федерации (трудовая миграция).


В 2019 году Омская область по численности выбывших на работу в другие субъекты Российской Федерации находилась на 5 месте по Российской Федерации и на 1 месте по Сибирскому федеральному округу. За пределами Омской области трудились более 68 тыс. человек, или более 7% трудоспособного населения. Работать за пределы Омской области выезжают в основном мужчины (более 93%), из них около половины (48,5%) в возрасте 25 - 39 лет.


Основными мотивами выбытия населения за пределы Омской области являются поиск работы, соответствующей специальности и квалификации, поиск более высокооплачиваемой работы, улучшение социально-экономических условий, получение профессионального образования.


Сложившаяся ситуация во многом обусловлена социально-экономическими особенностями Омской области, влияющими на формирование регионального рынка труда и качественные характеристики кадрового потенциала;


2) условия труда и заработная плата.


К числу положительных тенденций развития социально-трудовой сферы Омской области относится рост среднемесячной заработной платы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году составила 35,2 тыс. руб. (прирост к уровню 2015 года на 27,6%).


В то же время по уровню заработной платы не преодолено существенное отставание Омской области от других субъектов Российской Федерации и среднероссийских показателей.


Сохраняются значительные межотраслевые различия по уровню заработной платы работников, который по итогам 2019 года в строительной сфере, деятельности в области информации и связи, финансовой и страховой сфере находился в диапазоне от 43,4 тыс. руб. до 53 тыс. руб., а в сельском хозяйстве, ряде обрабатывающих производств, сфере общественного питания и гостиничном бизнесе составил менее 25 тыс. руб.


Предлагая рабочие места с невысоким уровнем заработной платы, Омская область существенно уступает другим субъектам Российской Федерации в вопросах конкуренции за трудовые ресурсы, что формирует миграционные настроения населения;


3) охрана труда.


В области охраны труда на территории Омской области сохраняется тенденция к снижению производственного травматизма, показатели которого в Омской области ниже показателей по Сибирскому федеральному округу, но выше среднероссийских показателей. В 2019 году коэффициент частоты производственного травматизма (число пострадавших на 1 000 человек) в Омской области снизился по сравнению с 2015 годом с 1,22 единицы до 1,04 единицы.


При этом остается актуальной проблема обеспечения безопасных условий труда. По данным Омскстата, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2019 году увеличился по сравнению с 2015 годом с 37,9% до 38,6% от общего количества работников, охваченных статистическим наблюдением в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи. Затраты работодателей на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, спецодежду и средства индивидуальной защиты в 2019 году увеличились по сравнению с 2015 годом с 1 872,7 млн. руб. до 2 351,4 млн. руб.;


4) образовательная и профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов Омской области.


Данные Омскстата о структуре занятых в экономике Омской области по уровню образования свидетельствуют о достаточно высоком общем уровне образования работников: в 2019 году почти 27% имели высшее образование, 45% - среднее профессиональное образование. В то же время более 28% работников, или 267,5 тыс. человек, - имели общее образование.


При этом часть работников, имеющих среднее профессиональное образование, фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации, что означает недоиспользование трудового потенциала работников и их деквалификацию.


Образовательный потенциал работников значительно дифференцирован. В городских населенных пунктах работников с высшим образованием в 7 раз больше, чем в сельских населенных пунктах.


В настоящее время в экономике Омской области сложилась ситуация, когда в структуре рабочей силы, формально обладающей достаточным уровнем профессионального образования, не хватает квалифицированных, опытных кадров отдельных профессий и квалификаций.


Несмотря на развитую образовательную систему, структура выпуска не в полной мере соответствует потребностям и требованиям работодателей. В 2019 году профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования было подготовлено 26 тыс. специалистов, квалифицированных кадров всех уровней образования, из них рабочие кадры составили 9,2%, специалисты среднего звена - 33,1% и выпускники образовательных организаций высшего образования - 57,7%.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»