(в редакции Указов Губернатора Омской области от 03.07.2014 N 83, от 07.07.2015 N 116, от 12.10.2015 N 180, от 07.07.2016 N 118, от 26.07.2017 N 99, от 04.02.2019 N 7, от 24.10.2019 N 151)
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 Устава (Основного Закона) Омской области, в целях обеспечения формирования, рационального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области, создания условий эффективной занятости, улучшения уровня жизни, сохранения жизни и здоровья населения Омской области в процессе трудовой деятельности постановляю:
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 07.07.2015 N 116)
Утвердить прилагаемую Концепцию развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года.
Губернатор Омской области
В.И.Назаров
КОНЦЕПЦИЯ развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года
(в ред. Указов Губернатора Омской области от 03.07.2014 N 83, от 07.07.2015 N 116, от 12.10.2015 N 180, от 07.07.2016 N 118, от 26.07.2017 N 99, от 04.02.2019 N 7, от 24.10.2019 N 151)
1. Актуальность принятия Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года (далее - Концепция) обусловлена необходимостью комплексного развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области, что будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию и вхождению Омской области в число конкурентоспособных субъектов Российской Федерации, привлекательных для проживания граждан.
2. Основными принципами развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области являются:
1) стратегическая целенаправленность - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно иметь долгосрочный стратегический характер;
2) правовая обоснованность и системность - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно быть основано на положениях федерального и областного законодательства, а также учитывать основные направления государственной политики Омской области в сферах экономики, социальной защиты населения, образования;
3) сочетание социальной свободы, ответственности и гарантий - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно быть направлено на защиту конституционных прав и свобод человека, запрещение любых форм ограничения права человека на труд, содействие развитию личности человека, его инициатив, способностей и профессиональных навыков, обеспечение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества;
4) научность и реалистичность - развитие отношений в сфере труда и занятости населения Омской области должно быть основано на современных научных подходах к развитию трудовых ресурсов, максимально ориентироваться на потребности общества в кадрах.
3. Концепция является основой для организации работы по решению вопросов, связанных с развитием отношений в сфере труда и занятости населения Омской области. Координация реализации мероприятий Концепции осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда).
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 24.10.2019 N 151)
4. Анализ демографической ситуации.
Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов Омской области. Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, рост демографической нагрузки на трудоспособное население, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют около 18 тыс. человек. По прогнозу на 2013 - 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится почти на 100 тыс. человек (на 8 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 80 тыс. человек (на 18 процентов).
Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: если по состоянию на 1 января 2008 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 304 гражданина старше трудоспособного возраста, то на 1 января 2013 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 379 граждан старше трудоспособного возраста. По прогнозным оценкам, к 2020 году в Омской области коэффициент демографической нагрузки будет составлять 484 гражданина старше трудоспособного возраста в расчете на 1 тыс. человек трудоспособного возраста.
Негативные демографические тенденции и в дальнейшем будут оказывать влияние на снижение численности трудовых ресурсов Омской области.
Таким образом, основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов Омской области свидетельствуют о том, что их воспроизводство в настоящее время проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится повышение эффективности использования уже сформированного трудового потенциала Омской области, усиливается роль мер сохранения и развития трудовых ресурсов.
В связи с тем, что миграционная ситуация оказывает решающее влияние на динамику численности населения и трудовых ресурсов Омской области, привлечение в Омскую область граждан из числа соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), а также жителей иных субъектов Российской Федерации приобретает особую значимость для восполнения численности населения, рабочей силы и развития трудового потенциала Омской области.
Миграционная ситуация в Омской области характеризуется миграционным оттоком населения. За 2012 год численность жителей Омской области уменьшилась за счет отрицательного сальдо миграции на 3,1 тыс. человек. Всего за последние 5 лет миграционная убыль населения Омской области составила 7,9 тыс. человек. Преимущественно отток населения формируется за счет выезда мигрантов из села в город, из Омской области в другие субъекты Российской Федерации.
Исходя из прогнозов демографической динамики, в том числе прогнозов численности населения в трудоспособном возрасте, приоритетная задача в области миграции в настоящее время состоит в сдерживании миграционного оттока населения.
5. Анализ спроса и предложения рабочей силы.
Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда Омской области за последнее пятилетие, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом:
1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 976,8 тыс. человек;
2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек;
3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую позицию, переместившись с 6 рейтингового места в 2007 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему значению показателя).
Необходимо отметить, что уровень общей безработицы в Омской области за период с 2008 по 2012 годы варьировался от 8,5 процента (максимальное значение) в 2009 году до 6,9 процента (минимальное значение) в 2012 году.
В то же время в Омской области, как и в других субъектах Российской Федерации, сохраняется значительная разница между показателями общей и зарегистрированной безработицы. В 2012 году разрыв между данными показателями составил 5,7 процентного пункта (в 2007 году - 6,4 процентного пункта).
Показатели регистрируемой безработицы в период 2007 - 2012 годов также характеризовались положительной динамикой: численность зарегистрированных безработных в Омской области по состоянию на 1 января 2013 года составила 12,8 тыс. человек (уменьшилась на 10,4 тыс. человек по сравнению с данными на 1 января 2007 года), уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2013 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (на 1 января 2007 года - 2,3 процента). Коэффициент напряженности на рынке труда Омской области на 1 января 2013 года составил 0,8 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в казенных учреждениях службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости), в расчете на одну вакансию (на 1 января 2007 года - 3 человека на вакансию).
Однако наряду с положительными тенденциями на рынке труда Омской области сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен несоответствием потребностей работодателей в кадрах и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда Омской области, в том числе по уровням профессионального образования работников.
В течение 2012 года в центры занятости поступили заявки работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (далее - работодатели), на укомплектование более 113,2 тыс. рабочих мест, из которых около 80 процентов - для замещения рабочих профессий. В условиях модернизации экономики Омской области и внедрения новых технологий усиливается дефицит кадров в отдельных отраслях экономики. Потребность работодателей в высококвалифицированных рабочих остается неудовлетворенной. Одновременно на рынке труда Омской области повышается спрос на инженерно-технических работников, специалистов сферы администрирования (менеджеров, товароведов, администраторов, специалистов по делопроизводству и др.), владеющих навыками, применимыми в реальном секторе экономики и сфере услуг. В то же время среди граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, преобладают лица, имеющие опыт работы по профессиям, не требующим профессионального образования, или длительно не работавшие и потерявшие квалификацию.
В 2012 году численность граждан, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 54,6 тыс. человек, что на 25,4 процента меньше, чем в 2007 году (73,2 тыс. человек). Каждый третий из числа обратившихся относится к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.
В сравнении с 2007 годом в 2012 году выросла доля обращений граждан пенсионного и предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста) - с 6,1 процента до 8,1 процента и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - с 0,4 процента до 0,5 процента.
Доля инвалидов среди граждан, ищущих работу, остается незначительной и при этом постепенно снижается (с 4,6 процента в 2007 году до 2,5 процента в 2012 году), в том числе в результате увеличения приема инвалидов на квотируемые рабочие места.
Таким образом, основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Омской области является прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала.
6. Анализ ситуации в области оплаты труда.
Основным источником доходов большинства трудоспособного населения Омской области является заработная плата, поэтому ситуация, складывающаяся в сфере оплаты труда, оказывает доминирующее влияние на уровень жизни населения, а следовательно, и на состояние трудовой сферы Омской области.
Среднемесячная заработная плата за последние пять лет в Омской области выросла в 1,6 раза и составила в 2012 году 21931,2 руб. Наблюдается устойчивая тенденция роста уровня оплаты труда. Так, заработная плата в сельском хозяйстве выросла с 7137,7 руб. в 2008 году до 12392,7 руб. в 2012 году, или в 1,7 раза.
В последнее время рост заработной платы в реальном выражении, то есть скорректированный на индекс потребительских цен (далее - реальная заработная плата), в Омской области опережал значение соответствующего показателя в целом по стране. Уровень реальной заработной платы по России и в Омской области в 2011 году увеличился на 2,8 и 6,2 процента соответственно, в 2012 году - на 8,4 и 9,7 процента.
За последние пять лет в Омской области значительно снизился объем просроченной задолженности по выплате заработной платы (с 9,9 млн. руб. по состоянию на 1 января 2009 года до 6,0 млн. руб. по состоянию на 1 января 2013 года). По показателю объема просроченной задолженности по заработной плате Омская область среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, занимала по состоянию на 1 января 2013 года 2 рейтинговое место (первое место соответствует наименьшему значению показателя).
Вместе с тем основными проблемами в сфере оплаты труда и обеспечения защиты трудовых прав работников остаются:
1) сохранение высокой межотраслевой дифференциации размеров заработной платы: ее высокий уровень в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (45,5 тыс. руб.) и финансовую деятельность (38,0 тыс. руб.), и низкий - в организациях сельского хозяйства (12,4 тыс. руб.), здравоохранения и в сфере предоставления социальных услуг (15,4 тыс. руб.), в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (15,7 тыс. руб.), образования (17,0 тыс. руб.);
2) отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы от уровня заработной платы работников внебюджетного сектора экономики;
3) применение непрозрачных схем выплаты заработной платы, несвоевременная и не в полном объеме выплата заработной платы работникам.
7. Анализ состояния условий и охраны труда.