В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в приложение "Государственная программа Калужской области "Развитие профессионального образования и науки в Калужской области" к постановлению Правительства Калужской области от 12.02.2019 N 93 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие профессионального образования и науки в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 01.07.2019 N 407, от 05.09.2019 N 560, от 12.12.2019 N 791, от 16.03.2020 N 190, от 08.06.2020 N 447) (далее - Программа) следующие изменения:
1.1. Раздел 3 "Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы" Программы дополнить абзацем следующего содержания:
"В целях реализации перечня мероприятий подпрограмм государственной программы, осуществляемых в рамках региональных проектов, региональным координатором утверждено министерство образования и науки Калужской области.".
1.2. Раздел 3 "Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы" Программы дополнить приложением "Перечень мероприятий, реализуемых в рамках региональных проектов" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
В.В.Шапша
Приложение
к разделу 3
"Обобщенная характеристика основных мероприятий
государственной программы"
государственной программы Калужской области
"Развитие профессионального образования
и науки в Калужской области"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Участник государственной программы | Источники финансирования | Принадлежность мероприятия к проекту (наименование проекта) |
1 | Создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (в соответствии с приложением к настоящему перечню) | 2021 год | министерство образования и науки Калужской области | федеральный бюджет, областной бюджет | региональный проект "Учитель будущего" |
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
N | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) | Министерство образования и науки Калужской области (далее - МОН КО) | Приказ МОН КО | 15 января 2021 года |
2 | Согласование и утверждение модели, организационно-правовой формы организации и местонахождения ЦНППМПР | МОН КО, федеральный оператор | Письмо МОН КО, письмо федерального оператора, приказ МОН КО | 1 февраля 2021 года |
3 | Утверждение медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР | МОН КО | Приказ МОН КО | 1 февраля 2021 года |
4 | Утверждение Положения о деятельности ЦНППМПР на территории Калужской области | МОН КО | Приказ МОН КО | 15 февраля 2021 года |
5 | Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР по статьям расходов | МОН КО, федеральный оператор | Письмо МОН КО | 1 марта 2021 года |
6 | Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения ЦНППМПР | МОН КО, федеральный оператор | Письмо МОН КО, письмо федерального оператора, приказ МОН КО | 1 апреля 2021 года |
7 | Заключение дополнительного соглашения о реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Калужской области в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" | МОН КО, Минпросвещения России, федеральный оператор | Дополнительное соглашение | 1 мая 2021 года |
8 | Заключение финансового соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" | МОН КО, федеральный оператор | Финансовое соглашение | 1 мая 2021 года |
9 | Заключение соглашения между федеральным оператором и организацией, на базе которой создается ЦНППМПР, по вопросам взаимодействия в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров | МОН КО, федеральный оператор | Соглашение | 1 июня 2021 года |
10 | Завершение процесса оснащения ЦНППМПР оборудованием | МОН КО | Информация МОН КО | 30 августа 2021 года |
11 | Завершение комплектования штатного расписания ЦНППМПР | МОН КО | Приказ МОН КО об утверждении штатного расписания | 30 августа 2021 года |
12 | Открытие ЦНППМПР | МОН КО, федеральный оператор | Письмо МОН КО, письмо федерального оператора | 1 сентября 2021 года |
В 2020 году в Калужской области функционируют 605 образовательных организаций, из них:
333 общеобразовательных организации;
18 профессиональных образовательных организаций;
36 организаций дополнительного образования;
218 дошкольных образовательных организаций.
В образовательных организациях Калужской области работают 21613 работников, из них педагогических работников - 13816 человек, учителей - 7082 человека, преподавателей - 736 человек.
За последние годы наблюдается положительная динамика доли педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации (в 2017/18 учебном году - 31,5%, в 2018/19 учебном году - 32,3%, в 2019/20 учебном году - 43,9%).
Новая система учительского роста, складывающаяся в Российской Федерации, требует обновления профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров Калужской области.
На данный период обновление профессиональных компетенций педагогических работников обеспечивается сложившейся в Калужской области системой повышения квалификации. Ее главное звено - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Калужской области "Калужский государственный институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО "КГИРО"), на базе которого ежегодно свыше 5 тыс. педагогических работников проходят повышение квалификации. В рамках повышения квалификации педагогические работники участвуют в стажировках, деятельности сетевых сообществ, имеют возможность получать дальнейшее сопровождение своей профессиональной деятельности через функционирующие системы наставничества (менторства) и тьюторства. Финансирование реализации программ дополнительного профессионального образования осуществляется из областного бюджета в рамках государственного задания.
ГАОУ ДПО "КГИРО" обеспечивает условия непрерывности развития профессионального педагогического мастерства, используя современные электронные платформы и сетевые сообщества.
В работу активно включены региональные инновационные образовательные организации, распространяющие лучшие модели и педагогические практики применения современных технологий и методик обучения, созданный в регионе детский технопарк "Кванториум", муниципальные центры методического сопровождения педагогических работников, институт менторства.
Региональная система дополнительного профессионального образования характеризуется активностью участия молодых педагогов (до 35 лет) в различных формах профессионального общения с целью развития профессиональных компетенций. Доля молодых педагогов, вовлеченных в различные формы развития профессиональных компетенций, составляет 36%.
В то же время в обеспечении квалифицированными кадрами системы образования Калужской области, в обновлении профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов имеется ряд проблем, которые актуализируют потребность в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР.
Концепция по созданию ЦНППМПР разработана с учетом основных положений федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
Актуальность создания ЦНППМПР системы образования связана с тем, что сегодня российская система общего образования переживает глубокие модернизационные процессы, направленные в первую очередь на подготовку граждан, способных жить и трудиться в условиях современного динамично меняющегося мира. Одним из решающих факторов успешности процесса обновления системы образования (школы) является профессиональная и личностная готовность работников образования (педагогов) быть в авангарде модернизации. В этой связи достаточно остро стоит вопрос о педагоге, готовом к восприятию и порождению нового, обладающем гибкостью мышления и способном обеспечивать не только трансляцию готовых знаний обучающимся, но и к развитию своей индивидуальности.
В современных условиях, в новом информационном веке характер развития профессионального мастерства работников системы образования приобретает непрерывный и мобильный характер, связанный с его интенсификацией, динамичностью, напряженностью. Такой характер обусловлен быстро изменяющимся и нарастающим потоком профессиональной информации, а также требований, социальных и личностных запросов к процессу образования и его результатам, темпоральной напряженностью профессиональной деятельности. Мобильность характера развития профессионального мастерства работников системы образования отражается в его способности к быстрой, ситуативной переориентации технологий профессиональной деятельности в образовании, а также к определению инструментальных и содержательных путей их реализации в соответствии с динамичными требованиями.
Проблема подготовки такого специалиста является главной для современной системы профессионального педагогического образования, что инициирует поиск эффективных организационных и педагогических моделей повышения квалификации.
В этих условиях актуально создание регионального ЦНППМПР, функционирующего в качестве системообразующего компонента обеспечения высокого уровня профессионально-педагогического мастерства и позволяющего обеспечить реализацию современных требований к образованию в комплексе.
ЦНППМПР по модели "стандарт" создается как структурное подразделение ГАОУ ДПО "КГИРО" по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Комсомольская роща, 42а. ЦНППМПР будет осуществлять непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности и результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
Приоритетные направления деятельности ЦНППМПР:
- обеспечение доступных условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников на территории субъекта Российской Федерации;
- поиск, обобщение и внедрение лучших практик повышения квалификации педагогических работников;
- разработка и создание организационных и методических условий для реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников;
- создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия педагогических работников, в том числе по формату "центра коллективного пользования";
- расширение использования сетевых форм реализации дополнительных профессиональных программ в части организации стажировок, научных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения стажировок и иных видов учебной деятельности;
- разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования и краткосрочных мероприятий, в том числе с привлечением симуляционного оборудования;