Самара представляет собой один из самых развитых городов Российской Федерации, в котором имеются необходимые ресурсы для функционирования и подъема сферы культуры и досуга. Богатое историко-архитектурное наследие создает уникальный исторический образ города и является значимым ресурсом его развития. За последние годы городу удалось сохранить не только учреждения культуры и систему профессиональной подготовки специалистов этой сферы, но и достигнуть высокого культурного уровня населения в целом, что обуславливает высокую востребованность горожанами культурного продукта.
В настоящее время Администрация городского округа Самара уделяет повышенное внимание развитию городской отрасли культуры: увеличен втрое бюджет на развитие отрасли, ускорен процесс восстановления муниципальных объектов культуры с учетом выравнивания их плотности по районам, разработана и действует долгосрочная целевая программа "Сохранение, развитие и популяризация историко-культурного наследия городского округа Самара", утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 01.11.2011 N 1520.
Однако полная модернизация сферы культуры далека от завершения, в том числе из-за высокой степени износа материально-технической составляющей инфраструктуры отрасли. Состояние большинства помещений и отдельных зданий муниципальных объектов культуры является неудовлетворительным и даже аварийным, особенно на периферии города. Актуальной является задача создания и укомплектования кадрами новых объектов культуры в шести из девяти районов города, где очевиден их дефицит. Аналогичным образом обстоят дела с реконструкцией и восстановлением аварийных объектов историко-архитектурного наследия.
Особо острой проблемой в сфере культуры остается необходимость реформы управления городской отраслью, которая является единственным действенным и сравнительно недорогим способом провести качественные изменения состояния городской культурной среды.
Объединение отрасли культуры и еще двух сфер - туризма и молодежной политики - в рамках одного департамента Администрации городского округа Самара перегружает его аппарат. В результате малозаметна (либо отсутствует) направляющая и интегрирующая роль департамента в развитии городской культурной среды. До настоящего времени в городском округе Самара не разработана полноценная концепция развития отрасли культуры, отражающая реалии современного гражданского общества, а концепция общественно-государственного партнерства в управлении отраслью культуры так и не стала основой культурной политики Администрации городского округа Самара.
Фактически отсутствуют значимые достижения внедрения современных методов управления муниципальной культурой. В частности, не создана комплексная система взаимодействия с основными игроками на информационно-коммуникационном пространстве города в целях социокультурной рекламы и PR (включая продвижение инновационных культурных проектов), а также для подключения частного сектора города к осуществлению просветительских функций. Культурная политика Самарского региона последних лет лишена стратегически выверенных масштабных начинаний и комплексных проектов, нацеленных на поиск путей развития городов через культуру.
В связи с этим поднимается проблема совершенствования системы повышения квалификации работников этой сферы. У основной массы специалистов и управленцев сохранилось консервативное понимание роли и функций отрасли культуры и узкое институциональное видение ими сферы культуры как набора традиционных культурных институтов. Превалируют шаблоны бюрократического понимания задач управления культурой, сводимых исключительно к трансляции "высоких" культурных ценностей "в массы" и сохранению культурного наследия, без учета факта снижения влияния традиционной культуры на формирование мировоззрения населения. Таким образом, из сферы практического внимания выпадает существование целого пласта современной демократической культуры и тенденций самоорганизации в ней, а также современные коммуникационные, информационные и медийные технологии трансляции культурных ценностей.
У многих работников руководящего звена отсутствует достаточное понимание вопросов маркетинга, фандрайзинга и навыки менеджмента. Показательно, что выбор, сделанный в процессе реформы 2006 года многими учреждениями и организациями культуры в пользу сохранения полного бюджетного финансирования, выявил наличие определенной тенденции к консервации управленческого застоя "снизу", ослабляющей результативность спускаемых "сверху" реформ.
Не последнюю роль в кадровой проблеме играет низкий уровень зарплат работников бюджетного сектора культуры города и, как следствие, старение кадрового состава и отток перспективных специалистов. В этой связи положительное влияние оказывает принятое Правительством Российской Федерации решение довести оплату труда работников культуры до показателей, сопоставимых со средними для других бюджетных секторов, а также планирование финансировать на федеральном уровне работы по реставрации объектов культурного наследия и поддержку музейной деятельности. Также прогнозируется дополнительное целевое финансирование в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Вследствие проведенных реформ в отрасли культуры складываются предпосылки и нарабатываются условия для смены организационной формы учреждениями культуры и для создания при их участии реального общественно-государственного партнерства.