Будучи студенческим центром региона, городской округ Самара аккумулирует около 50% молодежи Самарской области, что обуславливает необходимость проведения молодежной политики в городе. На сегодняшний день утверждены областные и муниципальные нормативные документы, обеспечивающие выработку целостного подхода к формированию и реализации молодежной политики в городе, основными из которых являются Закон Самарской области от 14.12.2010 N 147-ГД "О молодежи и молодежной политике в Самарской области", областная целевая программа "Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года" и целевая программа городского округа Самара "Молодежь Самары" на 2009 - 2013 годы.
Ими осуществляется поддержка и финансирование восьми направлений молодежной политики городского округа. В частности, в городе создаются условия для проявления социальной инициативы и подготовки социально активных молодых людей через их участие в молодежных общественных организациях, таких как Общественный молодежный парламент при Думе городского округа Самара и Молодежный совет при Главе городского округа Самара.
В городе осуществляются системные усилия по трудоустройству молодежи и подростков на временные и постоянные рабочие места. Для этого создано специализированное муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Молодежный центр "Самарский", в результате работы которого наблюдается устойчивый рост количества трудоустроенных молодых людей. Тем не менее в условиях увеличения количества подростков и молодых людей, желающих трудоустроиться, сформировалась тенденция к снижению доли трудоустроенной молодежи и подростков.
Острой проблемой является необеспеченность молодых семей жильем, для решения которой не хватает потенциала целевой программы городского округа Самара "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 14.02.2011 N 84.
Неудовлетворительными являются плотность и состояние культурно-досуговых организаций и учреждений, спортивных объектов и площадок города, что не позволяет активно проводить политику по формированию у молодежи приверженности к здоровому образу жизни.
Однако следует отметить, что подходы и методы в сфере работы с молодежью в Самаре, как и по Российской Федерации в целом, приобрели системный характер лишь несколько лет назад. Имеющийся практический опыт в этой сфере не получил пока полноценного обобщения и правового оформления в виде законов и правовых норм.