Как было отмечено во втором разделе, в городском округе Самара высок уровень благоустройства жилищного фонда городского округа: сформированная инфраструктура систем водозабора и водоотведения, тепло-, энерго- и газоснабжения городского округа Самара обеспечивает на данный момент потребности городского округа. Качество поставляемых услуг соответствует нормативным требованиям и действующим санитарным нормам. Внешним благоприятным обстоятельством является наличие месторождений нефти и газа в Самарской области, используемых для тепло- и газоснабжения городского округа Самара.
Вместе с тем эффективность организации жилищно-коммунального хозяйства является весьма низкой и характеризуется высоким износом жилого фонда и коммунальной инфраструктуры (до 90%), недостаточной мощностью элементов коммунальной инфраструктуры в ряде территорий городского округа Самара, низкой энергоэффективностью и использованием устаревших технологий. В том числе можно указать недостаточные мощности (местами полное отсутствие) очистных сооружений ливнестоков ливневой канализации, неразделенность ливневой и бытовой канализации, а также несоответствие качества очистки сточных вод промышленных предприятий современным требованиям (отсутствие у предприятий локальных очистных сооружений для очистки промышленных стоков).
Отдельно следует отметить сложность и запутанность системы управления в сфере ЖКХ, так как в настоящее время в Самаре происходит только формирование конкурентной среды в сфере эксплуатации инженерной инфраструктуры. Имеет место постоянный рост количества управляющих организаций, что создает проблему нехватки кадров. Эта кадровая проблема решается за счет специализированных учебных заведений, а также через организацию мероприятий по повышению квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Имеющийся жилищный фонд Самары преимущественно находится под управлением товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), но еще продолжается процесс преобразования имеющихся в городе жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК) в ТСЖ. Однако ситуация в сфере управления в форме ТСЖ характеризуется слабым развитием этого института, неготовностью собственников помещений нести бремя содержания общего имущества, сложностью перехода к самофинансированию гражданами коммунальных услуг в связи с низким уровнем доходов, ежегодным ростом задолженности граждан перед управляющими компаниями (усугубляемым недостаточным бюджетным финансированием отрасли). Ситуацию усложняет ряд таких факторов, как ведомственная принадлежность некоторых объектов инженерной инфраструктуры; неисполнение государством своих обязанностей по капитальному ремонту при передаче собственности на жилье населению; отсутствие надлежащего оформления права муниципальной собственности на недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении сторонних предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению; отсутствие передачи в долевую собственность земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, вопреки жилищному законодательству.
Надежды на сдвиг ситуации в сторону решения перечисленных проблем возлагаются на развитие инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ и коммунальной инфраструктуры. Она будет усиливаться государственной поддержкой предприятий (в части регулирования тарифов), предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению, тепло- и энергоснабжению. В настоящее время Решением Думы городского округа Самара от 29.03.2012 N 193 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Самара на период до 2015 года. Тем не менее этот потенциал невысок и в настоящее время практически не реализуется: в последнее время наблюдается рост тарифов выше уровня инфляции, что затрудняет приход долгосрочных инвесторов в систему ЖКХ.