В соответствии с Уставом городского округа Самара в структуру органов местного самоуправления входят: Дума городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Контрольно-счетная палата городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Структура Думы городского округа Самара является вполне традиционной - в ее составе находятся десять постоянно действующих комитетов по основным направлениям, Совет Думы городского округа Самара и структурные подразделения.
Администрация городского округа Самара построена как по отраслевому, так и по территориальному принципу. Отличительной особенностью системы органов местного самоуправления городского округа Самара является выделение Департамента управления имуществом и Департамента строительства и архитектуры в самостоятельные органы местного самоуправления с правами юридического лица и подконтрольные Главе городского округа Самара. Выделение данных департаментов позволяет оперативно решать текущие вопросы в рамках указанных структур. Вместе с тем это потенциально может неблагоприятно сказаться на внутренних процессах в системе органов местного самоуправления.
Глава городского округа Самара является высшим должностным лицом городского округа Самара и возглавляет Администрацию городского округа Самара на принципах единоначалия.
Отраслевая структура Администрации городского округа Самара достаточно сложна, имеет дисбаланс в количестве полномочий заместителей Главы городского округа, а также чрезмерное количество управляющих звеньев и подразделений. Несовершенство системы построения структурно-функциональной организации деятельности Администрации городского округа Самара создает проблемы четкого распределения полномочий между отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации городского округа Самара; отсутствуют регламенты взаимодействия подразделений по решению межведомственных вопросов. Это препятствует эффективной реализации горизонтальных связей между подразделениями, которые уменьшают издержки на принятие управленческих решений и во многом определяют качество всей системы управления.
Структура районных администраций в городском округе Самара (территориальных органов Администрации городского округа Самара) оказывается более упорядоченной, нежели структура Администрации городского округа Самара, однако она не отражает особенности районов, которые отличаются друг от друга в несколько раз по численности населения, площади и другим параметрам.
В действующем законодательстве должным образом прописаны исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия федеральных и областных органов государственной власти в области местного самоуправления. Регламентированы как процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так и ситуация, когда органы государственной власти осуществляют отдельные полномочия органов местного самоуправления. При этом несомненным преимуществом этой регламентации является четкое закрепление обязательного обеспечения передаваемых полномочий ресурсами, в первую очередь финансовыми. Однако во взаимодействии органов местного самоуправления с региональными органами федеральной власти в малой степени используется возможность сотрудничества на уровне Самарской области и городского округа Самара. Неразвитость партнерских отношений особенно ярко проявляется в сфере информационного обмена и финансирования. Позитивным фактом в этой сфере является принятие "Концепции партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества", утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 252.
Взаимодействие органов местного самоуправления с населением городского округа Самара основано главным образом на федеральном и региональном законодательстве, отдельные положения которого уточняют местные правовые акты, например, вопрос минимальной численности инициативных групп для различных форм осуществления населением муниципального самоуправления. Данные нормы в целом являются вполне демократическими и вполне реализуемыми для жителей городского округа Самара, за исключением условий назначения голосования по отзыву Главы городского округа Самара и реализации правотворческой инициативы граждан, которые являются непреодолимыми барьерами для местного населения.
Одной из наиболее задействованных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления городского округа Самара в настоящее время является обращение граждан в органы местного самоуправления, в то время как малоэффективными оказались другие формы участия населения (публичные слушания, общественная экспертиза, опросы, общественные советы). Данная ситуация, с одной стороны, характеризует население городского округа Самара как достаточно активное (что говорит об имеющемся потенциале его привлечения к участию в процессах местного самоуправления) и свидетельствует о множестве проблем в рамках вопросов местного значения. С другой стороны, она косвенно указывает на неразвитость других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, что вынуждает население реализовывать инициативы и решать проблемы путем обращений, основную часть которых составляют жалобы и заявления.
Наиболее значимой с законодательно-правовой точки зрения формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС), которое является частью системы местного самоуправления. В городском округе Самара имеется необходимая нормативно-правовая база и организационная поддержка деятельности этой формы самоуправления (наличие отдела по развитию ТОС в структуре Администрации городского округа Самара и социально-экономических паспортов развития территории ТОС). Ежегодно в органы ТОС поступает значительное число обращений граждан городского округа Самара и решается множество местных вопросов (например, по благоустройству территорий и эксплуатации жилищного фонда).
Однако практика деятельности ТОС на территории городского округа Самара сопровождается рядом проблем, которые препятствуют его превращению в эффективный механизм по вовлечению населения в процессы местного самоуправления. Одна из главных проблем - финансирование, которое практически полностью производится из бюджета городского округа Самара. Также отсутствует возможность эффективного освоения дополнительных финансовых средств, несмотря на то, что статус юридического лица органов ТОС позволяет заключать договоры с различными организациями и предприятиями по привлечению финансовых средств для уставных целей, а также подрядными организациями на выполнение любого вида работ. На эффективность работы ТОС влияет отсутствие единого представления органами власти его роли в общественной жизни. Сказывается неравномерное распределение населения между органами ТОС, пока еще слабая материально-техническая база, отсутствие квалифицированных кадров и недостаточная информированность населения о деятельности этих органов.
В целом взаимодействие органов местного самоуправления городского округа Самара с местным сообществом находится на достаточно невысоком уровне: не выходит за рамки требований законодательства, происходит относительно бессистемно, хотя и существуют определенные успехи, к которым можно отнести деятельность органов ТОС и работу с обращениями граждан. Некоммерческий сектор также слабо вовлечен в процесс управления социально-экономическим развитием городского округа Самара, преобладают формальные виды взаимодействий в рамках специальных структур при органах местного самоуправления.