ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2013 года N 358


Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



Рассмотрев представленный Главой городского округа Самара проект решения Думы городского округа Самара "Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года", в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом "г" пункта 5 статьи 23 Устава городского округа Самара Дума городского округа Самара решила:


1. Утвердить Стратегию комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года (прилагается).


2. Официально опубликовать настоящее Решение.


3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.


4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет по экономике (В.А. Кузин).



Глава
городского округа Самара
Д.И.АЗАРОВ



Исполняющий обязанности
председателя Думы
Н.Н.МИТРЯНИН



Приложение
к Решению
Думы городского округа Самара
от 26 сентября 2013 г. N 358



СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА



1. Общие положения



1.1. Основания и порядок разработки Стратегии


Задача эффективного развития любых территорий в России сегодня требует преодоления накопившихся проблем, связанных с отсутствием эффективного взаимодействия разных уровней власти, бизнес-структур, общественных организаций и профессиональных сообществ. В связи с этим принципиальной целью разработки Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года (далее - Стратегия) стало объединение всех агентов развития в их заботе о будущем городского округа Самара, в создании современных ориентиров развития для новых поколений горожан. Для этого необходимо было поставить точные стратегические цели и создать такие механизмы реализации целевых задач, которые дают возможность эффективного социального сотрудничества.


Для разработки Стратегии был использован ряд системно согласованных форматов: организационно-методологическое обеспечение; систематизация и сборка материалов; экспертные разработки (анализ и оценка, сценирование); проведение публичных обсуждений с горожанами в ходе 5 стратегических сессий; межсессионная работа 10 инициативных групп; экспертные опросы населения и виртуальное общение со всеми заинтересованными через сайт в сети Интернет www.Samara2025.ru.


Инициатор разработки <1> - Администрация городского округа Самара (Департамент экономического развития Администрации городского округа Самара).


________________


<1> Подробное описание участников разработки Стратегии приведено в Приложении 1 к Стратегии.


Координатор разработки - муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Агентство экономического развития городского округа Самара".


Организационное и методологическое ведение разработки - Автономная некоммерческая организация по городскому и региональному развитию "УРБЭКС-РАЗВИТИЕ".


Разработчики - инициативные профессиональные группы по направлениям развития городского округа Самара.


Диалог местных специалистов и экспертов в разных профессиональных областях (экономистов, историков, архитекторов, экологов, физиков, управленцев) и профессиональных стратегов-методологов задал основные контуры стратегическому ориентированию городского округа Самара во внешней среде. Одновременно настоящий диалог дал новое качество профессиональному видению, позволил экспертам во всех профессиональных сферах войти в позицию стратега, увидеть из нее принципиально значимую направленность деятельности по всем ключевым направлениям развития городского округа Самара и разработать Стратегию через технологически организованную деятельность, учитывая возможности не только органов местного самоуправления, но и всего городского сообщества.


Причастные к разработке Стратегии местные эксперты проявили себя "профессиональными горожанами", которые выступили как креативный субъект развития города в процессе формирования городской среды нового типа. В этом процессе горожане становятся участниками создания новой городской реальности (с учетом разнообразия территорий города в их единстве и уникальности). Это и есть действенный выход на формирование постиндустриального города (впоследствии - экологически ориентированного), которое важно продолжать в будущем, так как стратегирование - это непрерывный процесс "переплавки" текущего осознания ситуации в будущие возможности развития.


Эта "живая" Стратегия наполнена энергией разрабатывавших ее участников и будет корректироваться по ходу реализации (с учетом результатов мониторинга внутригородских достижений и жизненного потока внешних изменений) благодаря организованному взаимодействию всех заинтересованных сторон.


Стратегия разработана на основании следующих документов:


- Постановление Главы городского округа Самара от 19.03.2008 N 184 "О мерах по разработке Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года";


- Постановление Главы городского округа Самара от 04.06.2008 N 381 "Об утверждении Положения о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе стратегического планирования в городском округе Самара".


Стратегия рассматривается как составная часть в системе общероссийских средств регионального планирования и стратегического управления, поэтому в ходе разработки были учтены <2> значимые для городского округа Самара положения стратегических документов разного уровня:


________________


<2> Учтены - значит проработаны на предмет противоречия основным положениям указанных документов, а формулировки "дерева" целей и программно-проектного наполнения в определенной мере учитывают значимые положения всех перечисленных документов, но в применимом для городского округа Самара варианте.


- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537;


- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;


- отраслевые стратегии федеральных программных документов развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.05.2005 N 45; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р и другие программные документы);


- Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р;


- проект Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года;


- Схема территориального планирования Самарской области, концепция градостроительного планирования Самарско-Тольяттинской агломерации (далее - СТА);


- документы стратегического развития референтных относительно городского округа Самара муниципальных образований.



1.2. Основные понятия


Внешние факторы развития городского округа Самара - процессы и движущие силы развития разного уровня (регионального, мирового, цивилизационного и других уровней), не зависящие от действий субъектов стратегирования городского округа Самара и оказывающие существенное влияние на город.


Внутренние факторы развития городского округа Самара - ресурсы и потенциалы, на базе которых городской округ Самара строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов, движущие силы развития городского округа Самара, зависящие от действий субъектов стратегирования и оказывающие существенное влияние на развитие города.


Город - крупное (по сложившимся стереотипам) поселение, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства; многофункциональная система, включающая совокупность разных "ипостасей": население/жители/субъекты экономической, политической и любой другой деятельности; природная и территориальная основа; городская среда в многообразии ее проявлений; совокупность видов деятельности; инфраструктура жизнедеятельности; социокультурная сфера; сфера власти и управления и другие проявления.


Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").


Горожанин - житель городского округа Самара.


Индикаторы развития - совокупность показателей, характеризующих уровень и качество происходящих изменений в определенных сферах жизнедеятельности города и городском округе Самара в целом в ходе стратегирования.


Концепция - составная часть Стратегии, содержащая основные стратегические установки, ядро замысла преобразований.


Корректировка Стратегии - итеративная актуализация задачных ориентиров Стратегии (с учетом результатов выполнения отдельных проектов) с внесением изменений в "маршрутную карту", а также процедурное обновление Стратегии на следующем цикле стратегирования.


Мониторинг реализации Стратегии - стратегический контроль за изменениями в состоянии города в результате реализации стратегических мероприятий - по основным маркерам "маршрутной карты" на основании совокупности индикаторов, предусмотренных Стратегией, а также мониторинг общественного мнения по поводу реализации Стратегии.


Основные стратегические установки - миссия (внешнее предназначение) города, главная стратегическая цель (ориентир) и система стратегических целей ("дерево" целей), приоритетные стратегические направления развития городского округа Самара, стратегические программы и проекты.


Организационная структура стратегирования городского округа Самара (далее - организационная структура) - система управления стратегическим развитием городского округа Самара (далее - система управления развитием). В рамках организационной структуры устанавливаются принципы взаимоотношений между органами - элементами системы управления стратегическим развитием, определяется порядок решения задач и исполнения функциональных обязанностей, а также порядок координации действий и коммуникаций в процессе управления стратегическим развитием, распределяются полномочия и ответственность каждого элемента системы.


Организационный проект - проект, направленный на осуществление определенных организационно-управленческих действий, обеспечивающих целенаправленно оптимальное управление ходом стратегирования.


Оценка результатов стратегирования - процедурная оценка хода результатов стратегирования и их эффективности на различных его этапах.


Программная деятельность - деятельность, реализуемая в рамках стратегических, долгосрочных и ведомственных целевых программ.


"Путевой лист" ("дорожная карта") - взаимоувязанное по срокам графическое отображение хода реализации Стратегии с фиксацией этапных маркеров получения определенных результатов.


Развитие (города, городского округа Самара) - сбалансированный процесс интегрального совершенствования жизнедеятельности городского округа Самара за счет активации требующихся изменений (в том числе инновационного характера) и стабилизации (фиксации) достигнутого; процесс, направленный на достижение перспективных целевых ориентиров развития городского округа Самара и обеспечивающий при этом эффективное использование природно-ресурсного потенциала, решение социально-экономических и других задач, обеспечивающих жизнеспособность города, в том числе для будущих поколений жителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»