План социального развития центров экономического роста Сахалинской области, входящей в состав Дальневосточного федерального округа (далее - План), разработан на основе документов стратегического планирования Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа", а также Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденных приказом Минвостокразвития России от 06.04.2018 N 54 (в ред. от 29.05.2020) (далее - Методические рекомендации).
Цель разработки Плана - формирование перечня мероприятий, выполнение которых позволит реализовать долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственного управления, связанные с обеспечением устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития островного региона.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, основными из которых являются:
- увеличение численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения задач социально-экономического развития Сахалинской области, на основе повышения качества и уровня жизни населения, включая обеспечение комфортных условий проживания на территории Сахалинской области и доступности услуг учреждений социальной сферы, создание условий для безопасной жизнедеятельности сахалинцев и курильчан, формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, а также обеспечения надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;
- сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию Сахалинской области, в сфере транспорта, приоритетное развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение конкурентоспособности и диверсификация экономики Сахалинской области за счет приоритетного развития агропромышленного, рыбохозяйственного и туристического кластеров, обрабатывающих производств и сферы услуг, а также с учетом развития базового для региональной экономики топливно-энергетического комплекса.
При этом основными механизмами, обеспечивающими решение задач в экономической сфере, должны стать:
- создание необходимых институциональных условий для активизации деловой активности в регионе в первую очередь за счет снижения административных барьеров и формирования благоприятного инвестиционного климата;
- практическое применение законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития и режима "Свободный порт Владивосток", внедрение механизмов государственно-частного партнерства, поддержка приоритетных инвестиционных проектов;
- активизация инвестиционной деятельности за счет функционирования региональных институтов развития (АО "Корпорация развития Сахалинской области", АО "Сахалинское ипотечное агентство" и т.п.) и синхронизация их деятельности с федеральными институтами развития;
- развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством роста конкуренции, применения государственных мер поддержки, активизации деятельности МКК "Сахалинский фонд развития предпринимательства", в том числе по взаимодействию с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
- использование механизмов международного и межрегионального сотрудничества для целей стимулирования экономического развития региона;
- реализация программы "Дальневосточный гектар".
В социальной сфере основные приоритеты связаны с выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, включая: