Действующий

О реализации в 2021 году мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" и признании утратившим силу постановления Правительства области от 03.07.2019 N 476-п



Статистическая информация о педагогических работниках образовательных организаций Ярославской области

Всего педагогических работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования

В том числе

в системе общего образования

в системе дополнительного образования

в системе среднего профессионального образования

13194

10426

1313

1455


Профессиональное развитие педагогических кадров является одной из ключевых задач региональной образовательной политики, организационным инструментом реализации которой начиная с 2014 года был проект "Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области". В регионе сформирована многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров, включающая государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО ИРО), учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), муниципальные образования (самостоятельные юридические лица, структурные подразделения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образованием, или образовательной организации), сеть профессиональных образовательных организаций, в том числе 4 педагогических колледжа, имеющих лицензию на реализацию программ ДПО. На базе ряда образовательных организаций высшего образования региона (федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского") осуществляются мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров. В общеобразовательных организациях внедряются модели внутрифирменного образования.


Головным учреждением системы повышения квалификации региона является ГАУ ДПО ЯО ИРО, которое обеспечивает работу с профессиональными потребностями и дефицитами профессиональных компетенций педагогических и руководящих кадров системы образования. На решение задач повышения мастерства педагогов в формате непрерывного дополнительного образования, обеспечение современных требований к качеству ДПО, удовлетворение потребностей в практико- и клиенториентированном неформальном ДПО региона направлен комплекс форм профессионального развития педагогических работников, реализуемых ГАУ ДПО ЯО ИРО, в том числе современные модульные программы ДПО, формы "горизонтального обучения" в профессиональных объединениях и сообществах, технологии тьюторского сопровождения, профессиональные стажировки.


В целях создания условий для профессионального развития работников системы образования на базе образовательных организаций региона создано 80 базовых площадок, которые участвуют в реализации программ ДПО, в том числе в формате стажировки, а также в разработке научно-методических материалов в помощь практикам. Наряду с очной формой обучения в регионе реализуется очно-заочная и заочная формы, в том числе с использованием дистанционных технологий.


ГАУ ДПО ЯО ИРО имеет опыт реализации программ ДПО в сетевой форме совместно с муниципальными учреждениями ДПО, организациями среднего профессионального образования, образовательными организациями высшего образования.


В 2017 и 2018 годах командой специалистов, возглавляемой ректором ГАУ ДПО ЯО ИРО, было проведено исследование проблем формирования метапредметных компетенций педагогов, по результатам которого разработана концепция кластера метапредметных компетенций педагога, создан оценочный инструмент - компьютерный тестинг, содержащий кейсовые задания для оценки сформированности метапредметных компетенций и выявления их дефицитов, разработана и апробирована модульная программа формирования метапредметных компетенций. В настоящее время остро стоит задача подготовки педагога к будущим переменам, необходимо научить его стать модератором, разработчиком образовательных технологий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором онлайн-платформы, ментором стартапов, игропедагогом и т.п. Для решения задач подготовки педагогов к реализации новых функций в регионе запущен и реализуется ряд проектов. В 2019 году на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан тьюторский центр непрерывного ДПО учителей начальной школы. С декабря 2018 года в регионе реализуется программа развития личностного потенциала у детей и педагогов в рамках партнерства между департаментом образования Ярославской области, благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее", ГАУ ДПО ЯО ИРО.


Компонентом системы непрерывного педагогического образования в регионе является муниципальная методическая служба, в деятельности которой в настоящее время происходят изменения, осуществляется переход к реализации стратегии сопровождения, предполагающей создание условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников. Преемственность методического сопровождения профессионального развития кадров, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей и задач по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Развитие методического потенциала системы образования региона в настоящее время является одной из приоритетных задач, на это направлен региональный проект "Создание единой методической службы", научно-методическое сопровождение которого осуществляет ГАУ ДПО ЯО ИРО. Особой формой развития кадрового потенциала системы образования региона можно назвать сопровождение профессиональных сообществ (общественно-профессиональных сообществ). В настоящее время в регионе созданы и функционируют 65 региональных профессиональных сообществ, из них 47 объединяют педагогических работников (более 600 человек) и 18 - образовательные организации.


С 2018 года Ярославская область в числе 20 субъектов Российской Федерации включена в реализацию приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". Указанный проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом их интересов и интересов родителей (законных представителей), потребностей социально-экономического и технологического развития страны. В рамках мероприятий по реализации указанного проекта на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан региональный модельный центр, который обеспечивает организационное и методическое обновление региональной системы дополнительного образования детей, в том числе подготовку педагогов к этим изменениям.


В 2016 - 2020 годах Ярославская область стала победителем ряда конкурсных отборов на получение субсидий из федерального бюджета для реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе:


- по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов;


- по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом;


- по обновлению содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей;


- по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей;


- по созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся.