(с изменениями на 6 декабря 2021 года)
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.12.2021 N 894-ПП)
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Мурманской области от 10.07.2007 N 871-01-ЗМО "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
утвердить прилагаемый Порядок подготовки и состава материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменение режима их особой охраны.
Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ИХ ОСОБОЙ ОХРАНЫ
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.12.2021 N 894-ПП)
1.1. Настоящий Порядок подготовки и состав материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменение режима их особой охраны (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) и Законом Мурманской области от 10.07.2007 N 871-01-ЗМО "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области" и определяет последовательность действий при создании особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), изменении режима их особой охраны, за исключением случаев приведения в соответствие с действующим законодательством положений (паспортов) об особо охраняемых природных территориях регионального значения (далее - положения (паспорта) об ООПТ).
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.12.2021 N 894-ПП)
1.2. Под созданием ООПТ понимается изъятие решением Правительства Мурманской области участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними полностью или частично из хозяйственного использования с установлением для них режима особой охраны путем утверждения положения (паспорта) о данной ООПТ.
1.3. Под изменением режима особой охраны ООПТ понимается введение (отмена) или дополнительное ограничение отдельных видов деятельности на ООПТ или части ООПТ в целях, для которых создавалась ООПТ, или для предотвращения причинения вреда охраняемым на ООПТ природным комплексам и их компонентам (в том числе в связи с изменением категории, функционального зонирования, площади или границ ООПТ) путем принятия Правительством Мурманской области решения о внесении изменений в положение (паспорт) о данной ООПТ.
Изменение режима особой охраны ООПТ, влекущее за собой исключение из границ ООПТ отдельных участков, может производиться только в случае утраты данными отдельными участками особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, а также утраты известных и предполагаемых для данных участков мест обитания грибов, растений и животных, относящихся к видам, занесенным в Красные книги Российской Федерации и Мурманской области, причем данные утраты должны быть доказаны в материалах комплексного экологического обследования территории.
1.4. Решения о создании ООПТ, об изменении режима их особой охраны (далее - Решения) принимает Правительство Мурманской области.
1.5. Основанием для принятия Решения является предложение о создании ООПТ или об изменении режима их особой охраны (далее - предложение) и материалы, обосновывающие создание ООПТ или изменение режима их особой охраны (далее - обосновывающие материалы), представленные исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере ООПТ (далее - уполномоченный орган).
1.6. В целях решения вопросов эффективного развития сети ООПТ при Правительстве Мурманской области создается постоянно действующий экспертный и совещательный коллегиальный орган - Комиссия по вопросам развития сети ООПТ (далее - Комиссия). Положение о Комиссии и ее состав утверждаются Правительством Мурманской области.
2.1. Основанием для начала подготовки материалов, обосновывающих создание ООПТ, или материалов, обосновывающих изменение режима особой охраны ООПТ, является Концепция функционирования и развития сети ООПТ, утвержденная в порядке, установленном законодательством Мурманской области (далее - Концепция, плановый порядок).
Основанием для начала подготовки материалов, обосновывающих создание ООПТ, могут являться также ходатайства граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, органов государственной власти и местного самоуправления о необходимости создания ООПТ (далее - инициаторы, ходатайства, заявительный порядок).
2.2. Подготовка материалов, обосновывающих создание ООПТ или изменение режима их особой охраны, осуществляемая в плановом порядке:
2.2.1. Утратил силу. - Постановление Правительства Мурманской области от 06.12.2021 N 894-ПП.
2.2.2. В соответствии с Концепцией, с учетом источника финансирования намеченных работ по подготовке материалов, обосновывающих создание ООПТ, изменение режима их особой охраны, уполномоченный орган:
- для работ, финансируемых за счет средств областного бюджета Мурманской области, самостоятельно обеспечивает проведение работ;
- для работ, финансируемых из внебюджетных источников, координирует проведение работ.
(подп. 2.2.2 в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.12.2021 N 894-ПП)
2.3. Подготовка материалов, обосновывающих создание ООПТ регионального значения, осуществляемая в заявительном порядке:
2.3.1. Инициатор направляет в адрес уполномоченного органа ходатайство с обязательным приложением материалов, свидетельствующих об имеющемся особом природоохранном, научном, историко-культурном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном и ином ценном значении территории (объекта) и включающих:
- краткое описание ценности территории (объекта);
- доказательства наличия данного ценного значения, которые могут быть проверены соответствующими профильными специалистами;
- схему размещения территории (объекта) в масштабе не менее 1:200000.
2.3.2. Уполномоченный орган обеспечивает рассмотрение ходатайства на очередном заседании Комиссии в целях оценки поступившего ходатайства и принятия решения о целесообразности и срочности работ по созданию ООПТ.
2.3.3. По итогам оценки предварительных материалов на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ Комиссия может рекомендовать уполномоченному органу:
- отклонить ходатайство и направить в адрес инициатора мотивированный ответ о нецелесообразности создания ООПТ;
- поддержать ходатайство и внести изменения в Концепцию в целях финансирования дальнейших работ за счет средств бюджета Мурманской области в случае, если имеются основания предполагать утрату особого природоохранного значения территории (объекта), подлежащего сохранению в соответствии с действующим законодательством, до появления возможности осуществить работы по созданию предлагаемой ООПТ за счет финансирования из внебюджетных источников;
- поддержать ходатайство и направить в адрес инициатора предложение о самостоятельной подготовке инициатором обосновывающих создание ООПТ материалов, предусмотренных разделом 3 настоящего Порядка, с координацией работ уполномоченным органом в случае, если отсутствуют основания предполагать утрату особого природоохранного значения территории (объекта), подлежащего сохранению в соответствии с действующим законодательством, до появления возможности осуществить работы по созданию предлагаемой ООПТ за счет финансирования из внебюджетных источников.
2.4. Подготовка материалов, обосновывающих создание ООПТ, изменение режима особой охраны ООПТ, обязательно включает три этапа:
- подготовительный этап, на котором для территории, на которой предполагается создать ООПТ или изменить режим ООПТ, анализируются нормативно-правовые документы, литературные данные и данные предшествующих натурных обследований, запрашиваются и анализируются данные о категории земель, собственниках (пользователях, арендаторах) земельных участков, о наличии (отсутствии) месторождений и проявлений полезных ископаемых, закрепленных охотничьих угодий, сведения из соответствующих документов территориального планирования, статистические, учетные и кадастровые сведения;
- этап комплексного экологического обследования территории, на котором проводится натурное обследование для квалифицированного сбора свидетельств о наличии оснований для создания ООПТ или изменения режима особой охраны ООПТ, запрашиваются при необходимости актуальные статистические, учетные и кадастровые сведения и на основании натурного обследования с учетом данных подготовительного этапа и актуальных сведений осуществляется подготовка материалов комплексного экологического обследования территории для обоснования придания этой территории правового статуса ООПТ или изменения режима особой охраны ООПТ в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку;
- итоговый этап, на котором с учетом предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящего Порядка согласований и учета общественного мнения осуществляется подготовка материалов, обосновывающих создание ООПТ или изменение режима их особой охраны в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка.
3.1. Материалы, обосновывающие создание ООПТ, изменение режима особой охраны ООПТ (далее - обосновывающие материалы), обязательно включают:
- материалы комплексного экологического обследования территории для обоснования придания этой территории правового статуса ООПТ или изменения режима особой охраны ООПТ в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку;
- проект положения (паспорта) об ООПТ по форме согласно приложениям N 2, 3 к настоящему Порядку;
- описание границ ООПТ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
- для памятников природы регионального значения дополнительно готовится проект охранного обязательства по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
- для памятников природы регионального значения и природных парков в случае обоснованной необходимости дополнительно готовится проект решения об установлении охранной зоны в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
4.1. Уполномоченный орган обеспечивает согласование обосновывающих материалов с:
- правообладателями земельных (лесных) участков, включаемых в границы ООПТ;
- органами местного самоуправлению муниципальных образований, на территориях которых находятся земельные участки, включаемые в границы ООПТ (далее - органы местного самоуправления);
- исполнительным органом государственной власти Мурманской области в области лесного хозяйства (в случае создания ООПТ на землях лесного фонда);
- исполнительным органом государственной власти Мурманской области в области охотничьего хозяйства (в случае создания ООПТ на территории охотничьих угодий);
- территориальным органом Федерального агентства по рыболовству (в случае создания ООПТ на водных объектах или на территориях, граничащих с водными объектами);
- пограничными органами Федеральной службы безопасности в Мурманской области (в случае создания ООПТ в пределах всей приграничной территории, определенной статьей 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").