____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с исполнением
____________________________________________________________________
В целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. N Пр-1168:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Тарасенко А.В.) совместно с Администрацией Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.) утвердить комплекс мероприятий по исполнению Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы (далее - комплекс мероприятий).
3. Признать утратившими силу следующие правовые акты:
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Владимирова А.С.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
5 октября 2020 года
N 368-РГ
КОНЦЕПЦИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Концепция по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, формирование правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
Концепция содержит цели, принципы и основные направления формирования и повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Реализация Концепции включает в себя:
утверждение решением Правительства Республики Саха (Якутия) комплекса мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия);
государственную поддержку мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия);
участие государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений в реализации мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), республиканские законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Правовое просвещение населения и повышение уровня общей правовой культуры являются безусловным залогом повышения качества законодательства и правосудия, а значит и качества жизни каждого человека.
Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение.
Также недостаточная правовая информированность граждан и низкий уровень правовой культуры населения являются основными причинами нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Повышение качества проводимых мероприятий по правовому просвещению, внедрение дополнительных информационных ресурсов в сфере правового просвещения и эффективное использование информационных ресурсов в сфере правового просвещения позволят эффективнее реализовать мероприятия по повышению правовой культуры населения в республике.
В целях систематизации работы по повышению правовой культуры населения и просвещению граждан в Республике Саха (Якутия) необходимо выстроить плановую совместную работу органов государственной власти Республики Саха (Якутия), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, учреждений образования и культуры, общественных организаций.
Работа по повышению правовой культуры должна являться постоянным, системным механизмом борьбы с правовым нигилизмом.
Необходимость развития правовой культуры продиктована следующими факторами:
интенсивное развитие федерального и республиканского законодательства;
недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
отсутствие единых информационных ресурсов в сфере правового просвещения, обеспечивающих граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией;
отсутствие необходимых правовых знаний у населения;
недостаточная информированность граждан по наиболее актуальным вопросам законодательства.
Целью Концепции является повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности, создание условий для повышения правовой активности как ресурса развития общества.
Достижение цели Концепции обеспечивается решением следующих основных задач:
участие органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;
создание условий, обеспечивающих развитие правовой грамотности и правосознания граждан, повышение уровня их правовой культуры;
профилактика правонарушений и преступлений;
содействие гражданам в реализации и защите их прав, свобод и законных интересов;
расширение доступа граждан к правовой информации.
Поставленная цель и задачи Концепции реализуются путем осуществления мероприятий, в которых участвуют:
органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и судебные органы;
правоохранительные органы;
общественные объединения;
образовательные, научные учреждения.
Концепцию предусматривается осуществлять на основании комплекса мероприятий по ее реализации, включающих следующие формы правового обеспечения, просветительской и образовательной деятельности:
1) формы правового обеспечения и повышение доступности правовой информации включают:
обеспечение понятности, доступности и эффективности законодательства;
выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением законодательства;
организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
внедрение дополнительных информационных ресурсов в сфере правового просвещения;
внедрение дополнительных платформ правового консультирования граждан;
публикация материалов с разъяснением законодательства и практики правоприменения в средствах массовой информации;