МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1 июля 2022 года N 01/1399


Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)



В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.01.2022 N 01/148 "Об утверждении Дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2022 году", с целью совершенствования региональной системы оценки качества образования в контексте треков развития региональных механизмов управления качеством образования


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить в новой редакции Концепцию (обновленную) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция).


2. Управлению общего образования (Выдря Н.М., Гажа И.П., Исанкина А.А.), управлению профессионального образования (Статирова О.И.), отделу воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Моисеева С.А.) обеспечить применение утвержденной Концепции в рамках механизмов управления качеством образования.


3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.); государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.); государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.); государственному бюджетному учреждению "Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (Боровых И.С.); государственному бюджетному общеобразовательному учреждению "Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей" (Рузаева И.А.) обеспечить внедрение Концепции по закрепленным системам в рамках механизмов управления качеством образования.


4. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:


обеспечить условия внедрения утвержденной Концепции в рамках муниципальных механизмов управления качеством образования;


информировать руководителей подведомственных образовательных организаций об утвержденной в новой редакции Концепции и обеспечить условия ее применения в рамках совершенствования внутренних систем оценки качества образования.


5. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) обеспечить профессионально-общественное обсуждение и популяризацию Концепции в рамках презентационного проекта "День образовательной агломерации в муниципальном образовании" и других мероприятий деловой программы Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2022 года.


6. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 N 01/1958 "Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)".


7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Е.А. Коузову.



Министр образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ



Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 1 июля 2022 г. N 01/1399



Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)


1. Актуальность обновления Концепции региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)


Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1) [10].


Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" (далее - ГПРО) определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО) [6].


Базовым уровнем ЕСОКО выступают региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования и развития региональных образовательных систем в условиях требований государства высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.


Задача ГПРО по развитию на региональном уровне эффективных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой ее отражение в реализуемой в Челябинской области с 2016 года второй редакции Концепции региональной системы оценки качества образования [14]. В период с 2016 по 2020 годы в системе образования Челябинской области сформирована необходимая и достаточная нормативная база функционирования и развития РСОКО, а также сформирована практика принятия управленческих решений по ее результатам.


Нормативную основу РСОКО составляют Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" [11], а также государственные программы Челябинской области: "Развитие образования в Челябинской области на 2018 - 2025 годы" [7], "Развитие профессионального образования в Челябинской области" [8], распоряжения и постановления Правительства Челябинской области об утверждении паспортов региональных проектов Национального проекта "Образование" и мероприятий по их реализации.


РСОКО системно регламентируется через приказы Министерства образования и науки Челябинской области, издаваемые как циклично (ежегодно), так и по результатам (или для нормативного закрепления) новаций в развитии РСОКО. Практика принятия и реализации нормативных и распорядительных документов РСОКО (механизмы государственно-общественного управления) обеспечивает ее устойчивое функционирование и развитие, а также позволяет гибко реагировать на федеральные законодательные изменения и запросы.


Перечень нормативных документов регионального уровня, определяющих рамки функционирования РСОКО, представлен в приложении 1 к данной Концепции.


Необходимость отражения в РСОКО действующей федеральной и региональной нормативной практики в сфере оценки качества образования выступает одним из факторов обновления содержания Концепции РСОКО.


Другим фактором, актуализирующим очередное обновление Концепции, являются результаты развития системы оценки качества образования Челябинской области за период с 2016 по 2020 гг.


За эти годы управление качеством образования в области поступательно двигалось от совершенствования РСОКО к ее развитию (2016 - 2018 гг.) и далее - к формированию и осуществлению региональной политики в сфере оценки качества образования. Такая региональная политика рассматривается как деятельность по обеспечению и комплексному сопровождению системы образования Челябинской области в части оценки качества образования.


С 2019 года региональная политика в сфере оценки качества образования в полной мере является актуальным этапом развития РСОКО. Основным содержанием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области выступает системное применение инновационных механизмов управления РСОКО. К таким механизмам относятся: проектное управление РСОКО; организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования; концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования. Практика показала результативность всех этих механизмов, а с 2019 года они работают на новом содержании. Векторами их обновления стали федеральные проекты развития образования. Это, прежде всего, федеральные проекты Национального проекта "Образование" и новые направления развития ЕСОКО [6].


Также развитие РСОКО обеспечивают региональные концепции в сфере оценки качества образования. Период с 2016 по 2020 годы для системы оценки качества образования Челябинской области стал этапом серьезной концептуализации различных аспектов функционирования и развития РСОКО.


В системе образования Челябинской области сложилась эффективная практика разработки концепций и методик РСОКО с привлечением ресурса профессионального сообщества (образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования), их широкого профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования), а также последующего за принятием концепций и методик этапа выработки и распространения модельных решений по их реализации всеми субъектами РСОКО.


Единая управленческая модель концептуализации актуальных аспектов РСОКО характеризуется также общими подходами к структуре и содержательному наполнению концепций и методик, сформированностью в них дорожных карт реализации, единством организационных механизмов управления, общностью подходов к оценке и анализу результативности, направленности управленческих решений.


Функционирование и развитие системы оценки качества образования Челябинской области определяют концепции:


региональной системы оценки качества образования Челябинской области;


межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования;


информационной политики в системе образования Челябинской области;


внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Челябинской области;


обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов;


регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников;


регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;


внедрения базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования;


обновления содержания среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и введения механизма демонстрационного экзамена в процедуры аттестации обучающихся по соответствующим программам.


На их основе разработаны и внедрены в практику РСОКО региональная модель оценки качества общего образования и методики:


оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг;


мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики;


мониторинга качества условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области;


мониторинга качества условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях Челябинской области;


определения общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения;


обеспечения объективности процедур оценки качества образования в системе образования Челябинской области.


Перечень концептуальных документов и методик регионального уровня, обеспечивающих РСОКО, представлен также в приложении 1 к данной Концепции.


Третьим фактором актуальности обновления Концепции РСОКО является стремительное продвижение информационных систем в практику функционирования РСОКО.


С 2016 года 11 федеральных и региональных информационных систем обеспечивают единство информационного оценочного пространства системы образования Челябинской области. Сами информационные системы выступают в рамках РСОКО активно развивающейся процессуальной частью всех систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных), а также служат мощным фактором объективизации РСОКО, фактором ее развития.


Таким образом, управление качеством образования на всех уровнях системы образования Челябинской области на современном этапе развития РСОКО - это целенаправленная политика, основанная на обеспечении и комплексном сопровождении системы оценки качества образования.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»