ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2020 года N 1114-П


Об утверждении Концепции развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе и комплекса мер по ее реализации

(с изменениями на 27 марта 2023 года)

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.03.2023 N 247-П)



Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1929 от 06 августа 2019 года, в целях повышения качества физико-математического и IT-образования, поддержки и развития одаренных детей, реализации мероприятий региональных проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить:


Концепцию развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция) согласно приложению N 1;


комплекс мер ("дорожную карту") по реализации Концепции согласно приложению N 2.


2. Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить координацию работы по реализации Концепции и комплекса мер ("дорожной карты") по реализации Концепции, утвержденных настоящим постановлением.


3. Рекомендовать главам муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе принять участие в реализации Концепции и комплекса мер ("дорожной карты") по реализации Концепции.


(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.03.2023 N 247-П)



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ



Приложение N 1



Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 17 сентября 2020 года N 1114-П



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И IT-ОБРАЗОВАНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ



I. Введение


Концепция развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция, автономный округ) является концептуальной основой оценки текущего состояния физико-математического образования и IT-образования в автономном округе и разработки системы мероприятий по его развитию и модернизации на период с 2020 по 2025 годы.


На текущий момент физико-математическое образование включает в себя 2 предметные области: физика, математика и информатика, элементы которых являются одним из базовых инструментов познания и развития мышления человека.


Концепция предполагает ряд структурных, содержательных, организационных, кадровых и финансовых преобразований, направленных на трансформацию текущего состояния физико-математического и IT-образования в автономном округе, которые позволят вывести его на уровень, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) общего образования, целью которого является не только повышение качества отечественного образования и соответствие его общемировым тенденциям, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства в соответствии с идеями национальных и федеральных проектов в области развития образования и формирования человеческого капитала, способного решать поставленные задачи.


Настоящая Концепции предусматривает активное включение автономного округа в мероприятия-исследования по оценке качества образования по международным критериям, в том числе физико-математического содержания, и повышение результативности обучающихся, TIMSS, ICILS. Именно на основе этих исследований в Российской Федерации вводится оценивание образовательных результатов школьников в области физико-математического и естественнонаучного образования, компьютерной и информационной грамотности.



II. Актуальность Концепции


Актуальность разработки Концепции обусловлена рядом стратегических вызовов мирового, федерального и регионального значения.


К общемировым вызовам относятся высокий спрос в ближайшем будущем на специалистов в области техники и технологий, в том числе высокотехнологичных производств: big data, информационные технологии, программирование; интеграция высокотехнологичных производств и естественных наук: био-, нанотехнологии.


Именно поэтому основными национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными национальным проектом "Образование", заявлено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; внедрение образовательных технологий, обеспечивающих обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология"; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.


Для системы образования автономного округа в рамках национального проекта "Образование" в связи с решением задачи повышения качества физико-математического образования и компьютерной грамотности Концепцией определены целевые ориентиры по увеличению количества призеров и победителей региональных и заключительных этапов всероссийских олимпиад школьников по предметам: физика, математика и информатика; увеличение количества школьников, набравших более 80 баллов и максимально возможный балл в рамках государственной итоговой аттестации по итогам сдачи единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), увеличению доли выпускников, выбравших в качестве экзамена по выбору в рамках государственной итоговой аттестации физику и информатику; по повышению кадрового потенциала системы образования автономного округа.



III. Участники реализации Концепции


Ведущими участниками реализации Концепции являются:


- департамент образования автономного округа;


- органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, осуществляющие управление в сфере образования;


- государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа "Региональный институт развития образования" (далее - Региональный институт развития образования);


- государственное казенное учреждение автономного округа "Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей" (далее - Центр).


Участниками реализации настоящей Концепции со стороны общего образования (включая дошкольное) являются все образовательные учреждения общего образования региона.


Со стороны дополнительного образования детей - организации дополнительного образования, деятельность которых направлена на развитие способностей в области естественнонаучного и физико-математического, IT-направления, а также технического творчества, робототехники (детские центры IT-творчества IT-Cube (Айти-Куб), Кванториумы, Технопарки).


Общим координатором по реализации Концепции является Региональный институт развития образования.



IV. Стратегические принципы, цели и задачи


Концепция основана на интеграции ряда принципов: системности, непрерывности, опережения, открытости и доступности.


Концепция разработана в соответствии с основными положениями региональных проектов "Современная школа", "Цифровая школа", "Успех каждого ребенка", "Учитель будущего" национального проекта "Образование".


Основная цель Концепции: повышение качества образования физико-математического и IT-образования через массовое улучшение качества обучения, повышение конкурентоспособности выпускников, высокие достижения обучающихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.


Основными задачами развития физико-математического и IT-образования в округе являются:


1) обновление содержания физико-математического и IT-образования через введение учебных программ, обеспечивающих формирование компетенций в соответствии с ФГОС, применение современных информационно-образовательных ресурсов и технологий обучения, а также организацию гибкой системы профильного обучения в сочетании с индивидуальным учебным планом по запросу учащихся;


2) организация специальной работы с учащимися, мотивированными на высокие результаты в конкурсах и олимпиадах;


3) повышение уровня кадрового потенциала в преподавании математики, физики и информатики за счет повышения профессионального мастерства работающих педагогов и привлечения в систему образования автономного округа высококвалифицированных преподавателей на постоянной или временной основе;


4) создание современной образовательной среды в качестве ресурсной базы для эффективного преподавания и мотивирующей основы для школьников;


5) совершенствование системы управления качеством физико-математического и IT-образования на школьном, муниципальном и региональном уровнях.



V. Анализ состояния физико-математического и IT-образования в автономном округе


Проведенный анализ ситуации по физико-математическому и IT-образованию в автономном округе на основе региональной системы оценки качества образования выявил следующее.


Результаты стартовой диагностики "Оценка готовности первоклассников к обучению в школе" демонстрируют положительную динамику. Вместе с тем у каждого десятого ребенка фиксируются предпосылки трудностей в овладении математикой.


К завершению начальной школы 81% выпускников овладевают базовым уровнем подготовки по математике. В то же время каждый пятый испытывает сложности в обучении.


Данные мониторингов, проводимых в автономном округе на выборке 5, 7 и 9 классов, позволяют сделать вывод о том, что к 7 классу наблюдается положительная динамика увеличения доли обучающихся, освоивших математику, по сравнению с 5 классом, но к 9 классу динамика освоения предмета снижается практически вдвое.


Каждый десятый выпускник 9 класса испытывает трудности при сдаче экзамена по математике, что говорит о снижении уровня математической подготовки в основной школе. Причем речь идет именно о базовой подготовке, об умении решать задачи, встречающиеся в повседневной жизни и необходимые при изучении других предметов.


По результатам анализа мониторинга оценки сформированности ИК-компетентности отмечается положительная динамика. Вместе с тем у каждого десятого ученика 10 класса не сформированы навыки передачи и управления информацией.


Около половины выпускников в автономном округе выбирают экзамен по математике профильного уровня, из них третья часть изучает математику в профильных классах. Между тем средний балл выпускников профильных классов, выбравших экзамен по математике профильного уровня, всего на 4 балла превышает средний балл всех остальных выпускников.


При подготовке к государственной итоговой аттестации усилия в основном сконцентрированы на ликвидации пробелов. Работа с обучающимися, способными достичь высоких результатов, выстраивается фрагментарно.


Анализ выбора предметов для прохождения государственной итоговой аттестации показывает, что обучающиеся мало выбирают физику и информатику (физика: 9 класс - 14%, 11 класс - 22%, информатика: 11 класс - 13%).


Средний балл ЕГЭ по физике, информатике и математике не превышает среднероссийских показателей.


Результаты всероссийской олимпиады школьников по этим предметам на протяжении ряда лет находятся на невысоком уровне, прежде всего потому, что работа по подготовке участников олимпиады школьников по математике, физике и информатике не построена на системном уровне.


Результаты национальных исследований, проводимых в России, говорят о наличии серьезных проблем, связанных с уровнем профессионализма российских учителей. Например, проведенные Рособрнадзором исследования компетенций учителей математики показали наличие проблем как в части предметной подготовки учителей, так и при выполнении ими заданий на оценку методических компетенций.


Данные результаты подтверждают проведенные на Ямале исследования компетенции учителей математики 8 классов и региональное тестирование педагогов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»