В целях реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16) (далее - федеральный проект), в том числе результата 1.3 федерального проекта "Создано 100 центров опережающей профессиональной подготовки" (далее - мероприятия):
Утвердить:
1) в качестве регионального координатора мероприятий Министерство образования Омской области;
2) комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра опережающей профессиональной подготовки (далее - Центр) (приложение N 1);
3) описание Центра (приложение N 2).
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
А.Л.Бурков
КОМПЛЕКС МЕР (дорожная карта) по созданию и функционированию Центра опережающей профессиональной подготовки
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса (далее - РВПО), ответственное за создание и функционирование Центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - Распорядительный акт РОИВ) | 25 августа 2022 года |
2 | Утвержден медиаплан ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт РОИВ | 1 октября 2022 года (далее ежегодно) |
3 | Утверждено Положение о деятельности ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт РОИВ | 1 октября 2022 года |
4 | Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП | Субъект Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения) | Письмо Минпросвещения, акт РОИВ/РВПО | 30 октября 2022 года |
5 | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП | Субъект Российской Федерации, Минпросвещения | Письмо Минпросвещения, Распорядительный акт РОИВ | 1 ноября 2022 года |
6 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов | Субъект Российской Федерации, Минпросвещения | Письмо РОИВ | 30 ноября 2022 года (далее ежегодно) |
7 | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" на территории субъекта Российской Федерации в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Субъект Российской Федерации | Дополнительное соглашение | 5 февраля 2023 года (далее при необходимости) |
8 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Субъект Российской Федерации | Финансовое соглашение | 15 февраля 2023 года (далее при необходимости) |
9 | Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Извещения о проведении закупок | 25 февраля 2023 года |
10 | Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки | Субъект Российской Федерации | Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки | 1 октября 2022 года |
11 | Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки | Субъект Российской Федерации | Распорядительный акт РОИВ | 1 ноября 2022 года |
12 | Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Техническое задание | 30 ноября 2022 года |
13 | Определение требований к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП | 1 октября 2022 года |
14 | Комплектование штата ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП | 1 января 2023 года |
15 | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | Согласно отдельному графику |
16 | Завершено приведение площадок ЦОПП; доставлено, установлено, налажено оборудование | Субъект Российской Федерации | Акты-приемки работ, товарные накладные | 25 августа 2023 года |
17 | Получена лицензия на осуществление образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости) | Субъект Российской Федерации | Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых | 25 августа 2023 года |
18 | Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствие с фирменным стилем | Субъект Российской Федерации, ведомственный проектный офис | Письмо РОИВ с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета | 30 августа 2023 года |
19 | Разработка программ опережающей профессиональной подготовки | Субъект Российской Федерации, ЦОПП | Утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки | Март 2023 года |
20 | Реализация программ опережающей профессиональной подготовки | ЦОПП | Приказы о начале и завершении обучения (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки | Декабрь 2023 года |
21 | Открытие ЦОПП | Субъект Российской Федерации | Информационное освещение в СМИ | 1 сентября 2023 года |
Примечание. Под субъектом Российской Федерации в настоящем приложении понимается Омская область.
ОПИСАНИЕ Центра опережающей профессиональной подготовки
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, в целях реализации на территории Омской области мероприятий в рамках регионального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" запланировано создание Центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП).
Одним из ключевых направлений развития профессионального образования является трансформация механизма взаимосвязи профессионального образования и рынка труда путем построения новой единой образовательной среды, включающей в себя объекты образовательной инфраструктуры, последовательное внедрение практико-ориентированной модели обучения, а также развитие системы профориентации при взаимодействии органов исполнительной власти Омской области, образовательных организаций и бизнеса.
Выполнение задач в рамках указанных направлений требует активного участия всех заинтересованных сторон: государственных структур, бизнеса и системы профессионального образования в подготовке кадров.
На сегодняшний день система среднего профессионального образования (далее - СПО) на территории Омской области представляет сложную организационную структуру с разветвленной сетью и включает 75 образовательных организаций и их филиалов, в том числе:
1) 37 бюджетных профессиональных образовательных учреждений Омской области (далее - БПОУ ОО), подведомственных Министерству образования Омской области, а также 10 их филиалов;
2) 4 БПОУ ОО и 1 филиал БПОУ ОО, подведомственные иным органам исполнительной власти Омской области (1 БПОУ ОО и его филиал по отрасли здравоохранения, 3 БПОУ ОО по отрасли культуры);
3) 1 профессиональная образовательная организация федерального подчинения (по отрасли физической культуры и спорта);
4) 7 негосударственных профессиональных образовательных организаций;
5) 8 образовательных организаций высшего образования федерального подчинения (реализуют программы СПО);
6) 7 филиалов образовательных организаций высшего образования федерального подчинения (реализуют программы СПО).
Контингент обучающихся по программам СПО на территории Омской области во всех образовательных организациях составляет:
1) более 52 тысяч человек (1,66% от контингента по Российской Федерации);
2) более 10 тысяч выпускников, прошедших обучение по программам СПО, ежегодно;
3) более 2600 преподавателей и мастеров производственного обучения в образовательных организациях, реализующих программы СПО;
4) количество обучающихся более чем по 180 программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Приоритетными направлениями модернизации региональной системы подготовки кадров являются:
1) наличие современной инфраструктуры подготовки кадров.
В Омской области функционируют 7 ресурсных центров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций, созданных на базе профессиональных образовательных организаций (в отраслях машиностроения, топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, строительства, автотранспорта).
Ведется работа по обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, создано 20 специализированных центров компетенций (далее - СЦК), аккредитован 1 СЦК и 17 центров проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ) по 15 компетенциям, оборудовано более 40 рабочих мест для обучения по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее - ТОП-50) в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) (по профессиям "Повар", "Сварщик"), создано 15 мастерских (в 2019 году - 10, в 2020 году - 5), оснащенных современной материально-технической базой, по направлениям "Информационно-коммуникационные технологии", "Сельское хозяйство". Для проведения регионального чемпионата "Абилимпикс" создаются условия в соответствии с требованиями инфраструктурных листов;
2) опыт подготовки кадров ТОП-50.
В настоящее время 33 профессиональных образовательных организации реализуют программы подготовки по профессиям и специальностям ТОП-50 (44% профессиональных образовательных организаций). Доля обучающихся по профессиям и специальностям ТОП-50 составляет 20%;
3) кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций как один из элементов модернизации системы СПО.
В системе СПО на территории Омской области работают 5,3 тыс. человек, из них около 50% - это преподаватели и мастера производственного обучения.
За последние три года по программам повышения квалификации, в том числе и в дистанционной форме, прошли обучение 80% преподавателей и мастеров производственного обучения.
В целях формирования экспертного сообщества в 2020 году:
- 47 преподавателей (мастеров производственного обучения) прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (Ворлдскиллс Россия" в 2019 году - 68 человек;
- 149 человек прошли обучение и подтвердили статус эксперта с правом проведения демонстрационного экзамена в 2019 году - 363 человека);
- 29 человек получили право проведения региональных чемпионатов "Молодые профессионалы" в 2019 году - 55 человек;
- 5 человек сертифицированы в качестве экспертов "Ворлдскиллс";
4) развитая система конкурсов профессионального мастерства, включающая систему чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Абилимпикс", а также участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям СПО.