В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2017 года N 102-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению некоторых гарантий прав лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в автономном округе" и в целях уточнения объемов финансирования мероприятий, утвержденных муниципальной программой муниципального образования город Салехард "Социальная поддержка граждан и охрана труда" на 2017 - 2021 годы", Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в муниципальную программу "Социальная поддержка граждан и охрана труда" на 2017 - 2021 годы", утвержденную постановлением Администрации города Салехарда от 12 марта 2015 года N 90.
2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
Глава города Салехарда
А.Л.ТИТОВСКИЙ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН И ОХРАНА ТРУДА" НА 2017 - 2021 ГОДЫ"
1. В паспорте Программы:
1.1. позицию, касающуюся соисполнителей муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Соисполнители муниципальной программы | Юридическое управление Администрации муниципального образования город Салехард; Департамент финансов Администрации муниципального образования город Салехард; Департамент образования Администрации муниципального образования город Салехард; Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард; Управление транспорта и городского хозяйства муниципального образования город Салехард; Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования город Салехард; Управление по физической культуре и спорту Администрации муниципального образования город Салехард; Управление общественных связей Администрации муниципального образования город Салехард; Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард; Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город Салехард; Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард"; |
1.2. позицию, касающуюся цели муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Цели муниципальной программы | Повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе коренных малочисленных народов Севера на территории муниципального образования город Салехард"; |
1.3. позицию, касающуюся задач муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Задачи муниципальной программы | 1. Создание условий для роста благосостояния отдельных категорий населения. 2. Содействие улучшению демографической ситуации и укреплению института семьи, материнства, отцовства и детства. 3. Обеспечение безопасных условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард. 4. Содействие устойчивому развитию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера"; |
1.4. позицию, касающуюся целевых показателей эффективности реализации муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы | 1. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения. 2. Доля семей с детьми, повысивших качество жизни. 3. Уровень исполнения обязанностей работодателя по обеспечению условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард. 4. Доля лиц из числа коренных малочисленных народов Севера муниципального образования город Салехард, ведущих традиционный образ жизни"; |
1.5. позицию, касающуюся подпрограмм Программы, изложить в следующей редакции:
"Подпрограммы | - "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - "Дети Салехарда"; - "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия"; - "Обеспечение социальных потребностей коренных малочисленных народов Севера муниципального образования город Салехард"; |
1.6. позицию, касающуюся объемов бюджетных ассигнований муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы | Всего на 2017 - 2021 годы - 4230624418,29 рублей, источники финансирования: Местный бюджет - 450930350,42 рублей; Окружной бюджет - 3354197264,56 рублей; Федеральный бюджет - 425496803,31 рублей, в том числе по годам: 2017 год - 703158566,47 рублей, в том числе по источникам финансирования: Местный бюджет - 87493780,87 рублей; Окружной бюджет - 563594147,04 рублей; Федеральный бюджет - 52070638,56 рублей; - 600408785,60 рублей - подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - 3302041,00 рублей - подпрограмма "Дети Салехарда"; - 13778339,87 рублей - подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - 85669400,00 рублей - подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". 2018 год - 734329948,36 рублей, в том числе по источникам финансирования: Местный бюджет - 88700907,16 рублей; Окружной бюджет - 584903755,43 рублей; Федеральный бюджет - 60725285,77 рублей; - 625783997,70 рублей - подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - 2906041,93 рублей - подпрограмма "Дети Салехарда"; - 14684422,16 рублей - подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - 90955486,57 рублей - подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". 2019 год - 823246775,39 рублей, в том числе по источникам финансирования: Местный бюджет - 102917162,39 рублей; Окружной бюджет - 638038124,02 рублей; Федеральный бюджет - 82291488,98 рублей; - 708142634,19 рублей - подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - 2954015,50 рублей - подпрограмма "Дети Салехарда"; - 13855181,70 рублей - подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - 98294944,00 рублей - подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". 2020 год - 1020224128,07 рублей, в том числе по источникам финансирования: Местный бюджет - 96987500,00 рублей; Окружной бюджет - 808954238,07 рублей; Федеральный бюджет - 114282390,00 рублей; - 907922390,00 рублей - подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - 4328000,00 рублей - подпрограмма "Дети Салехарда"; - 8766500,00 рублей - подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - 97738161,09 рублей - подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия"; - 1469076,98 рублей - подпрограмма "Обеспечение социальных потребностей коренных малочисленных народов Севера муниципального образования город Салехард". 2021 год - 949665000,00 рублей, в том числе по источникам финансирования: Местный бюджет - 74831000,00 рублей; Окружной бюджет - 758707000,00 рублей; Федеральный бюджет - 116127000,00 рублей; - 855197000,00 рублей - подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий населения муниципального образования город Салехард"; - 4328000,00 рублей - подпрограмма "Дети Салехарда"; - 5479000,00 рублей - подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард"; - 82296000,00 рублей - подпрограмма "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия"; - 2365000,00 рублей - подпрограмма "Обеспечение социальных потребностей коренных малочисленных народов Севера муниципального образования город Салехард"; |
1.7. позицию, касающуюся ожидаемых результатов реализации муниципальной Программы, изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы | Реализация муниципальной программы позволит достичь следующих результатов: - снижение уровня бедности; - снижение численности малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; - сохранение положительной динамики основных показателей демографической ситуации в муниципальном образовании; - безусловное исполнение обязанностей работодателя по обеспечению условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард; - эффективное и результативное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию муниципальной программы; - повышение эффективности информационно-методической и консультационной функции ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальной программы; - сохранение традиционного образа жизни и удовлетворение жизненно важных потребностей коренных малочисленных народов Севера муниципального образования город Салехард, ведущих традиционный образ жизни". |
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из актуальных проблем современной России является сохранение в большей части ряда негативных тенденций в демографической сфере: резкое падение рождаемости, рост смертности, снижение средней продолжительности жизни, уменьшение числа браков, увеличение числа разводов. Современный уровень рождаемости в два раза меньше уровня рождаемости, необходимого для воспроизводства населения. По данным социологических опросов, 40 процентов россиян считают главной причиной демографического кризиса низкий уровень жизни, далее называются отсутствие поддержки со стороны государства, снижение авторитета семьи и семейных ценностей. Все это ограничивает социально-экономическое развитие страны, создавая реальную угрозу безопасности общества.
Социальные и материальные проблемы существенно ослабили институт семьи, его воздействие на воспитание детей. Особо пристального внимания требуют семьи, находящиеся в социально опасном положении, где родители уклоняются от исполнения своих обязанностей и ведут асоциальный образ жизни. Наблюдается непрочность многих молодых семей, не сокращается число разводов, внебрачных детей; не теряет своей остроты социальное сиротство, преступность и наркомания. Выявляются дети, которые уходят из дома, приобщаются к спиртным напиткам и наркотическим веществам, становятся участниками, а часто жертвами уголовных преступлений. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме - это факты, имеющие место в нашей действительности. Данные проблемы требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи, как главной составляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.
Анализ основных показателей, характеризующих социально-демографическую ситуацию в муниципальном образовании город Салехард, свидетельствует о ежегодном росте численности населения городского округа, в среднем на 2%.
При этом возрастной состав населения складывается таким образом, что доля трудоспособного населения в последние годы составляет 67 - 68% и имеет тенденцию к уменьшению.
Отмечается рост коэффициента демографической нагрузки (количество нетрудоспособных лиц на 1000 лиц трудоспособного возраста) ежегодно в среднем на 5 - 7%.
Сохранение системы социальной поддержки отдельных категорий населения города является стабилизирующим фактором в жизни горожан. Одним из важнейших направлений социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных гарантий и льгот учитываются категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В основу социальной поддержки населения положен принцип адресной направленности социальной помощи с учетом нуждаемости, сутью которой является сосредоточение финансовых ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
Проводимая в муниципальном образовании социальная политика строится на постоянном анализе и в привязке к прожиточному минимуму, установленному в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества автономного округа лиц, имеющих доход ниже либо равный величине прожиточного минимума, установленной в автономном округе.
С другой стороны, неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания также являются существенными факторами, влияющими на демографическую ситуацию в муниципальном образовании и в автономном округе в целом.
Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда - важнейший социально-политический приоритет, прямо вытекающий из права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Трудовом кодексе Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие страны зависит от уровня развития трудовых ресурсов, качество и количество которых в значительной мере определяется состоянием здоровья населения трудоспособного возраста.
Для решения проблемы дефицита трудового потенциала, в том числе на основе повышения производительности труда, коренного улучшения демографической ситуации требуется эффективная охрана труда, которая является основой безопасности жизнедеятельности человека.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрены статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в целом по муниципальному образованию, позволяет сделать вывод о том, что ситуация в области охраны труда во многих организациях продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой.
Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, внедрения нового современного оборудования, новых технологий для создания благоприятных условий труда и отдыха. Неблагоприятные условия труда являются причиной профессиональных заболеваний. В результате увеличивается расходование средств на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующих особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, наличия низкой трудовой и производственной дисциплины, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. Зачастую, чтобы устранить эти причины, не требуется серьезных финансовых затрат.
Вопрос обеспечения безопасных условий труда всегда под пристальным вниманием Администрации города Салехарда. Проводя государственную политику в области охраны труда и социальной защиты работников, координирует по этим направлениям деятельность всех работодателей, взаимодействует с профессиональными союзами, органами надзора и контроля.
В целях исполнения требований трудового законодательства и контроля за исполнением принято распоряжение Администрации города Салехарда от 27 января 2016 года N 106-р "Об утверждении Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории муниципального образования город Салехард на 2016 - 2018 годы".
Мониторинг качества производственной среды, переход от компенсационной модели к управлению профессиональными рисками, реализация комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работающего населения, позволит повысить качество рабочих мест, осуществить поэтапное сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и привлечь тем самым в базовые виды экономической деятельности высококвалифицированные трудовые ресурсы. Главным эффектом будет переход к принципиальному изменению производственной среды и производственной культуры, который выразится в улучшении демографической ситуации в муниципальном образовании город Салехард.
Отдельного внимания региональной политики в соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р и Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1996, требует сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе.
Кроме того, Концепция государственной национальной политики автономного округа, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 05 апреля 2019 года N 349-П, сформированная с учетом требований федерального законодательства в сфере национальной политики, обуславливает необходимость объединения усилий органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений, созданных по национальному признаку (далее - национальные общественные объединения), религиозных организаций и иных институтов гражданского общества по обеспечению приоритетных направлений реализации государственной национальной политики на территории автономного округа.
Достижение цели Администрации муниципального образования город Салехард потребует решения следующих задач:
1. Создание условий для роста благосостояния отдельных категорий населения.
2. Содействие улучшению демографической ситуации и укреплению института семьи, материнства, отцовства и детства.
3. Обеспечение безопасных условий и охраны труда в муниципальном образовании город Салехард.