Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (фактически утратило силу)



4.1. Анализ актуальности и реализации действующей схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)


Муниципальные образования республики развиваются в соответствии с разработанными документами территориального планирования, населенные пункты в соответствии с разработанной градостроительной документацией. Некоторые документы были разработаны после утверждения СТП, данные материалы потребовали актуализации с целью учета планируемого размещения объектов всех уровней.


Анализ действующей Схемы показал, что в целом планировочное развитие территории происходило в соответствии с запланированными мероприятиями. За истекший период с момента утверждения действующей СТП в республике велась активная работа по подготовке стратегических документов социально-экономического развития, территориального планирования, градостроительного зонирования, планировке территории. Поэтому часть сведений и мероприятий, содержащихся в действующей СТП, потребовали актуализации на момент внесения изменений в действующий документ. Перечень планов и программ комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения, приведен в томе 2 "Материалы по обоснованию Схемы территориального планирования", раздел 2 "Сведения о стратегии, планах и программах комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения". Одним из основополагающих документов для Схемы является Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, разработанная уже после утверждения действующей СТП (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 г. N 455). Также потребовалась существенная корректура и актуализация структуры действующей схемы в связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые произошли в текущий период.


Социально-экономическое развитие.


Проектные решения действующей редакции Схемы территориального планирования Республики в области развития отраслей экономики на период до 2015 года реализованы не полностью. Вместе с тем общие перспективные тенденции развития промышленности, сельского и лесного хозяйства и основные перечисленные в схеме территориального планирования мероприятия сохраняют свою актуальность.


Реализация проектов в области промышленности идет замедленными темпами по сравнению с предположениями, принятыми за основу в схеме территориального планирования. В частности освоение Нежданинского месторождения золота планировалось на 2012 год с пуском горно-обогатительного комбината, в настоящее время данный инвестиционный проект сдвинут на период 2019 - 2022 годов. Аналогичного вида задержки имеют место в отношении возобновления разработки коренного месторождения олова Депутатское. Освоение Селигдарского месторождения апатитов со строительством Селигдарского ГХК намечалось на 2011 - 2016 годы с выходом комплекса на проектную мощность в 2018 году, в настоящее время это строительство в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 года отнесено на 2025 - 2030 г.г. К строительству Таежного ГОКа планировалось приступить в 2013 году, в настоящее время идет проектирование и строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, предваряющие строительство самого ГОКа.


Основной причиной торможения реализации инвестиционных проектов является недостаточное развитие существующей транспортной и инженерной инфраструктуры, большая зависимость в вопросах ее развития от федерального финансирования, замедленные в сравнении с запланированными реальные темпы реализации мероприятий по строительству недостающих элементов инфраструктуры.


Проектные решения в отношении развития объектов обслуживания населения регионального значения, запланированные в первую очередь, выполнены не полностью, но сохраняют свою актуальность, мероприятия в отношении объектов местного значения - требуют существенной корректировки ввиду того, что территориальное развитие системы расселения пошло не совсем в том русле, которое предполагалось схемой территориального планирования.


Демографический прогноз населения, на котором основывались решения по размещению объектов обслуживания населения, для всей территории республики можно считать оправдывающимся, но его точность в разрезе городских округов и муниципальных районов оказалась ниже статистических допусков. Для территории городских округов "город Якутск" и "Жатай" по прогнозу к 2030 году общая численность населения должна была увеличиться до 296 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2016 года здесь проживает уже 329,8 тыс. человек и численность населения продолжает увеличиваться. Общая численность населения республики по прогнозу оказалась немного завышенной, хотя и в пределах допустимой для прогноза погрешности. Так на 2015 год планировалось иметь 980 тыс. человек населения, а реальная среднегодовая численность достигла лишь 958,3 тыс. человек. На конец расчетного срока планировалась численность населения 1080 тыс. человек. В настоящее время в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года на тот же 2030 год среднегодовая численность определена в 1046,1 тыс. человек.


Охрана объектов культурного наследия.


Из всех немногочисленных предложений действующей Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) в части охраны объектов культурного наследия (раздел 6.2. тома 3 материалов по обоснованию) к настоящему времени не выполнено ни одного. Схема предусматривала разработку проектов зон охраны для всех объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр памятников, разработку проектов зон охраны для представленного перечня "исторических городов" (Якутска, Ленска, Олекминска, Покровска, Вилюйска, Верхоянска и Среднеколымска) и разработку проектов зон охраны для наиболее значимых объектов археологического наследия (стоянки "Диринг-Юрях", "Куллаты", "Белькачи" и др.). Ничего из перечисленных мероприятий к началу 2017 года не реализовано.


В части установления границ территорий объектов культурного наследия: в настоящее время эта работа проведена для 67 из 2916 объектов в целом (2,3% от общего числа объектов культурного наследия всех категорий и подлежащих государственной охране: выявленных, обладающих признаками наследия) или для 10,9% всех объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.


Охрана окружающей среды.


В соответствии с разделом 7 "Охрана окружающей среды" графических материалов по обоснованию на территории Республики Саха (Якутия) реализуются мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, в рамках программ "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2020 годы". В целях организации рациональной системы сбора твердых коммунальных отходов в 2016 году была разработана Территориальная схема обращения с отходами в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2026 годы и прогнозный период до 2036 года.


Развитие системы особо охраняемых природных территорий.