Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2016 года N 455

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


В целях реализации Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (далее - проект Стратегии) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) направить проект Стратегии на согласование в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации, разместив проект Стратегии в федеральной информационной системе стратегического планирования.

3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН






Проект
одобрен Правительством
Республики Саха (Якутия)

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Цель разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (далее - Стратегия) - это определение миссии, целей, задач, приоритетов, направлений развития, ключевых проектов, результатов, основных параметров ресурсных источников, необходимых для достижения системы стратегических целей и задач долгосрочного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 года N 1742-З N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)".

Стратегия согласована с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Стратегия призвана консолидировать усилия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), институтов гражданского общества и каждого жителя Республики Саха (Якутия) на создание внутренних и внешних условий для реализации стратегических целей и задач социально-экономической политики Республики Саха (Якутия).

Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Разработка Стратегии велась на основе следующих принципов:

принцип приоритетности интересов человека - формирование и приумножение человеческого капитала, создание комфортного пространства и общественных институтов для полноценной реализации потенциала человека;

принцип устойчивого развития - переход к модели развития, основой которой является удовлетворение потребности текущего периода без ущерба для будущих поколений;

принцип бережного отношения к природным экосистемам и окружающей среде;

принцип концентрации ресурсов на результат - первоочередность реализации комплексных высокоэффективных мероприятий, в том числе при пространственном развитии территорий;

принцип интегрального управления инвестициями на основе долгосрочной инвестиционной стратегии;

принцип проектного управления.

Процессные подходы к разработке Стратегии:

открытость - обеспечение доступности информации об основных положениях Стратегии, вовлечение населения и бизнеса в общественное обсуждение проекта Стратегии;

экспертная оценка - экспертиза промежуточных и итоговых проектов Стратегии, проведение семинаров и конференций;

баланс интересов заинтересованных сторон: населения, крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, федеральных органов власти, органов исполнительной власти, местного самоуправления;

совмещение и устойчивая взаимосвязь концептуального и операционального этапов - одновременная проработка базовых идей до уровня текущих мероприятий с выработкой концепций всех документов стратегического планирования - от стратегии до мероприятий государственных программ, схемы территориального планирования, плана мероприятий по реализации стратегии, стратегий муниципальных образований в ходе работы Проектного офиса;

проработка механизма управления реализацией Стратегией - выстраивание тесной взаимосвязи реализации Стратегии со структурой органов власти, институтов развития, общественных институтов, органов местного самоуправления.

В Стратегии раскрывается прибрежно-морской компонент, который предполагает реализацию перспективной экономической модели развития Северного морского пути как транснациональной морской магистрали круглогодичного функционирования, проведение научных исследований и применение новых технологий в прибрежной зоне, сохранение в прилегающей акватории Мирового океана уникальных природных объектов и биоразнообразия на основе расширения и оптимизации деятельности особо охраняемых природных территорий (и акваторий) федерального и республиканского значения, а также их использования для целей развития международного и внутреннего экологического туризма.

В Стратегии использованы результаты НИР "Республика Саха (Якутия)-2050. Форсайт исследование", Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Сибирский федеральный университет; НИР "Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года", Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ


 1.1. Характеристика социально-экономических условий развития


Республика Саха (Якутия) - стратегически значимый субъект Российской Федерации, расположенный в северо-восточной части Евразийского материка на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой. На начало 2016 года в республике проживало 959,9 тыс. человек. По численности населения Республика Саха (Якутия) занимает 3 место в Дальневосточном федеральном округе после Приморского края и Хабаровского края.

Республика Саха (Якутия) по своим природным и территориальным условиям является уникальным регионом, не имеющим аналогов на планете.

Республика Саха (Якутия) является самой крупной по площади административно-территориальной единицей в мире. Общая площадь территории республики составляет 3,1 млн. кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.

Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам, по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации.

Природно-климатические условия Якутии можно охарактеризовать как экстремальные, это один из самых холодных регионов страны, большая часть территории республики расположена в зоне многолетней мерзлоты.

Средняя плотность населения - 0,32 человек на кв. км - является одной из самых низких в Российской Федерации. При этом средняя плотность населения в Арктической Якутии составляет 0,04 человек на кв. км.

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией сложившихся относительно освоенных и слабо освоенных районов, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, неразвитостью и отсутствием дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры.


1.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития


В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.02.2006 N Пр-154 в Республике Саха (Якутия) разработана и реализуется Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее Схема-2020), одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания N 5 от 08.02.2007).

В середине текущего десятилетия создание системы новых базовых отраслей, опережающее развитие инфраструктуры, обеспечивающих долгосрочное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), позволило республике выйти в лидеры по динамике темпов роста экономики.

За период реализации Схемы-2020 (2015 год к 2006 году) валовой региональный продукт увеличился в 3,5 раза в абсолютном выражении при плане по инновационному варианту в 3,1 раза. В сопоставимых ценах ВРП увеличился на 30,4% (план - на 45,5%), что почти в 1,8 раза опережает среднероссийский темп (16,6%).

На рост интегрального показателя экономики оказали влияние структурные изменения в промышленности: в дополнение к традиционным базовым отраслям по добыче алмазов, золота и угля, создается современный нефтегазовый комплекс. Объем промышленной продукции увеличился в 3,7 раза (план 3,6 раза), при этом индекс промышленного производства топливно-энергетического комплекса составил 3,8 раза к 2006 году при плане в 2,9 раза. Вместе с тем, не достигнуты планы по индексу обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Несмотря на диверсификацию экономики, сохраняется ресурсно-сырьевая модель экономического роста Республики Саха (Якутия). При отсутствии на национальном уровне механизмов эффективного перераспределения экспортных доходов на развитие несырьевого сектора "локомотивом роста" продолжает оставаться добывающий сектор. Производство обрабатывающих отраслей за десятилетний период в сопоставимых ценах снизилось на 14,4% (2015 год к 2005 году). Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 14,6% со сжатием доли в сельскохозяйственном производстве ДВФО.

Положительной стороной усиления сырьевой направленности развития Республики стал рост среднедушевого производства ВРП, отношение номинального среднедушевого ВРП к среднему по РФ увеличилось с 1,53 в 2005 году до 1,71 в 2014 году, при этом рост показателя отмечается и при учете межрегиональной дифференциации цен.

За 2007 - 2015 годы привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Республике Саха (Якутия) в объеме 1 570,6 млрд рублей. По итогам 2015 года в сравнении с 2006 годом объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,8 раза, что существенно выше инновационного варианта (в 1,43 раза) Схемы-2020. По итогам 2015 года удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВРП республики составил 27,3%, для сравнения - доля инвестиций в основной капитал в ВВП России по итогам 2015 года составила 18%. Размер государственных активов увеличился в 2,5 раза.

Основными направлениями инвестирования в экономику Республики Саха (Якутия) в 2015 году, как и в предыдущие годы являлось новое строительство, на долю которого приходилось от 65 - 85% общего объема инвестиций в основной капитал. Доля инвестиций направляемых на модернизацию и реконструкцию осталась на уровне 2007 г. 5,6%.

Доля инвестиций в основной капитал направляемых организациями на приобретение основных средств увеличилась на 3% по сравнению с 2007 г. до отметки более 22%.

Численность населения увеличилась и на 1 января 2016 года составила 959,7 тыс. чел. (в 2006 г. численность населения составляла 954,4 тыс. чел.).

По оценке доля численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в среднегодовой численности занятых, составляет по республике 31,1%, по России - 0,2%. С 2006 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 55,2%. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 год по сравнению с 2008 годом увеличился в 2 раза и занимает в общем обороте Российской Федерации около 0,5%. Доля сектора малого и среднего предпринимательства за 2014 год в валовом региональном продукте составляет 15,2%.

Доходы консолидированного бюджета увеличились в 3,3 раза (план - в 3,4 раза), в том числе налоговые доходы - в 4,3 раза (план - в 4,4 раза). При этом расходы растут опережающими темпами, что связано с обеспечением выполнения растущих социальных обязательств. В результате обеспечивается социальная стабильность в регионе.

Основной показатель - ожидаемая продолжительность жизни в 2015 году достигла 70,3 лет, что на 6,3% выше инновационного плана, но ниже среднероссийского уровня (71,39 лет).

Меры, направленные на улучшение рождаемости, поддержки материнства, улучшение качества предоставляемых медицинских услуг позволили снизить показатели по снижению младенческой смертности на 28,3% при плане по инновационному варианту на 15,1%.

За период 2007 - 2015 годы введено 617,6 км дорог общего пользования, подвижность населения возросла на 29,1% (при плане 25,5%), что выше, чем по Дальневосточному федеральному округу (снижение на 8%) и в целом по РФ (рост на 4%).

Обеспеченность жилыми помещениями превысила плановые показатели и на конец 2015 года составила 21,5 кв. м на 1 жителя республики, что тем не менее ниже среднероссийского показателя (24,4 - 2015 год) и показателя ДФО (23,2). За период 2007-2015 годы введено 3,3 млн кв. м. жилья.

Плотность пользования Интернет увеличилась в 5 раз и составляет 42 на 100 человек. Вместе с тем, по данным выборочного наблюдения населения, доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер и доступ к сети Интернет ниже среднероссийского показателя (по данным за ноябрь - декабрь 2015 года - 56,9% против 68,4%).

Реальные денежные доходы населения в период с 2006 по 2015 год возросли на 36,1%, в целом по России - на 33,7%. Вместе с тем, отмечается тенденция сокращения отрыва среднедушевых денежных доходов населения от среднероссийских и средних по Дальнему Востоку показателей в номинальном выражении.

Удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 году составлял 20,3% (или 194,1 тыс. человек). В последующие шесть лет доля бедного населения сокращалась и в 2013 году снизилась до 16,3% (или 156 тыс. человек). С 2014 года ухудшение экономической ситуации повлияло на рост доли бедного населения: в 2014 году показатель составил 17,4% (или 166,1 тыс. человек), в 2015 году, по предварительным данным - 18,9% (или 181,2 тыс. человек). Уровень бедности в республике выше, чем показатель в среднем по России (в 2015 году - 18,9% и 13,3% соответственно).

В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и проектного управления, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Созданы все элементы инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Население полностью охвачено предоставлением государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" на базе многофункциональных центров.

По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год Республика Саха (Якутия) заняла 7 место (за 2013 год - 17-е место).

Таким образом, за последние годы Республика Саха (Якутия) укрепила статус ведущего и динамично развивающегося субъекта Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Главные цели Схемы-2020 в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.

Несмотря на достигнутые успехи, усиливается сырьевая экспортно-ориентированная модель экономики республики, зависимость от добычи полезных ископаемых, доля которой составила 45,2% в ВРП - 3 место в стране (в среднем по РФ - 10,4%), при этом доля добычи алмазов в Якутии по итогам 2015 года составила 20,1% от общего объема ВРП.

Сильное влияние оказывают складывающиеся мировые тенденции развития отраслей экономики и изменения цен на сырье. В связи с перспективой производства искусственных алмазов, активным развитием альтернативных видов топлива и энергии, возможностью открытия и освоения новых крупных месторождений за рубежом, при ухудшении горно-геологических условий отработки местных месторождений, возрастают риски для ключевых отраслей экономики и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Недостаточно развитая социальная инфраструктура, продолжающийся с 1990-х миграционный отток населения, в том числе квалифицированных кадров, низкое качество жизни наряду с неразвитой инфраструктурой, прежде всего энергетической и транспортной, тормозят динамичное развитие Республики Саха (Якутия).

Без опережающего развития инфраструктуры невозможно достижение ключевой стратегической цели Российской Федерации - закрепления населения на Дальнем Востоке России.


1.3. Результаты SWOT-анализа