Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (фактически утратило силу)



4.2.7. Транспортная инфраструктура


С географической точки зрения Республика Саха (Якутия) расположена на пересечении кратчайших путей между Европой, Северной Америкой и Азией. Однако, недостаточное развитие транспортной системы региона не позволяет зффективно использовать ее выгодное экономико-географическое положение.


Система международных транспортных коридоров на территории республики представлена:


коридором "Транссиб" TS, а именно его ответвлением N 7 Тайшет - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Ванино (TSR5), проходящим по южной границе Республики, и ответвлением TSW7: р. Лена (порт Осетрово - устье реки);


коридором SMP Северный морской путь (порт Тикси).


Подавляющая площадь Республики Саха (Якутия), более половины территории, обеспечена только сезонным транспортным наземным сообщением посредством речного транспорта в летнее время и по автозимникам в период с декабря по апрель. В межсезонье данные территории доступны только средствами авиации.


В Республике Саха (Якутия) устойчивыми круглогодичными транспортными связями обеспечены только территории, прилегающие к Амуро-Якутской железной дороге - это города Нерюнгри, Алдан и Томмот, а также их окрестности.


Остальные ключевые города Якутии (такие как Якутск, Мирный, Ленск, Вилюйск, Нюрба и др.) на сегодняшний день расположены на территориях, обеспеченных неустойчивыми круглогодичными транспортными связями, что обусловлено отсутствием мостов через основные реки (заменой которых в зависимости от сезона служат паромные или ледовые переправы, во время ледостава и ледохода переправы не работают) и низким техническим состоянием автомобильных дорог.


К основным автомобильным дорогам Республики Саха (Якутия) относятся, прежде всего, федеральные автотрассы "Лена", "Вилюй" и "Колыма". Но даже по вышеперечисленным дорогам на сегодняшний день невозможен круглогодичный проезд на всем их протяжении. Это отчасти связано с отсутствием мостов через крупные реки, такие как Лена, Вилюй или Алдан, через которые во время ледохода и ледостава переправа невозможна; а отчасти такое положение дел связано с неудовлетворительным качеством самих дорог, движение по которым может быть прервано из-за сложных погодных условий в любое время года.


В условиях короткой навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и речном транспорте (от 20 суток до 4 месяцев), а также фактического бездорожья в арктических районах Якутии, сроки доставки грузов потребителям в эти районы достаточно долгие. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40 - 70%, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80%.


В целом, неразвитость сети железных и автомобильных дорог (постоянно действующей инфраструктуры транспортного комплекса) негативно отражается на развитии экономики и особенно тех отраслей, которые ориентированы на межрегиональные и внешнеторговые связи.


Наиболее сложные проблемы в транспортном обслуживании существуют в арктической зоне Республики Саха (Якутия), где все пассажирские перевозки как в дальнем, там и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются так же сезонные виды транспорта - автозимники и внутренние водные пути.


Основной вывод - транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) на современном этапе в значительной степени зависит от функционирования сезонных видов транспорта, которые обеспечивают как внутриреспубликанские перевозки грузов, так и сезонный завоз грузов из-за пределов региона.


Динамика основных показателей деятельности транспорта Республики Саха (Якутия) за прошедшие 10 лет с момента разработки действующей Схемы территориального планирования представлены в 4.2.7.1.