Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (фактически утратило силу)



Таблица 4.2.7.1.



Основные показатели деятельности транспорта Республики Саха (Якутия)

Наименование показателей

Количество

2006 г.

Современное состояние

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования, км: - железнодорожные пути,

519,0

525,0

Автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием, км

8232,0

11367,0

Перевезено грузов по видам транспорта, тыс. тонн

50355

38869

- автомобильный

33758

21504

- железнодорожный

12546

12844

- внутренним водным

2214

2914

- воздушным

25

25

Грузооборот транспорта, млн. т. км:

7571

7294

в т.ч. по внутреннему водному

3267

2748

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (млн. пасс.-км)

2429

4125

- автомобильный

462

447

- железнодорожный

310

315

- внутренним водным

17

26

- воздушным

1640

3337


Анализ данных, приведенных в таблице 4.2.7.1, показывает, что протяженность железнодорожных линий сохраняется на прежнем уровне. Протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась почти на 50%, что объясняется, преимущественно, постановкой на баланс значительного количества автомобильных дорог местного значения, а также проведением реконструкции и устройством твердого покрытия на грунтовых автомобильных дорогах.


Объем грузоперевозок по всем видам транспорта снизился на 20%. В настоящее время основную роль в перевозках грузов в республике обеспечивает речной транспорт в короткий навигационный период. Его доля в грузообороте транспорта республики составляет около 40%.


Практически в два раза увеличился пассажирооборот на воздушном транспорте, что говорит о безальтернативности авиаперевозок для большей части территории Республики.


Из всего вышеперечисленного следует, что существующая транспортная система Республики Саха (Якутия) не отвечает растущим потребностям экономики, более того, она является серьезным сдерживающим фактором и ограничителем ее развития на перспективу.


Железнодорожный транспорт.


Железнодорожный транспорт в республике представлен участками Дальневосточной железной дороги (филиала ОАО "РЖД"): от границ Республики до станции Нерюнгри-Грузовая (165 км) и участком Байкало-Амурской магистрали по южной границе Республики (107 км), а также двумя железнодорожными линиями, которые находятся в эксплуатации АО АК "Железные дороги Якутии":


Нерюнгри-Пассажирская - Алдан - Томмот, протяженностью 358 км,


Томмот - Кердем - Нижний Бестях, протяженностью 434 км и находящийся во временной эксплуатации с 2014 года.


В расчете на 10 тыс. кв. км, плотность железнодорожных путей в регионе составляет 3,4 км, что в два раза больше аналогичного показателя 2006 года.


Годовой грузооборот по железной дороге за последние 5 лет вырос более чем в 2 раза и за 2016 год составил 8642 млн. тонно-км. <15> Связано это, прежде всего, с введением во временную эксплуатацию линии Томмот - Нижний Бестях.


________________


<15> По данным АО АК "Железные дороги Якутии".


Строительство железнодорожной линии до ст. Нижний Бестях оказало огромное воздействие на экономическое развитие региона. Интенсивное развитие получили ранее разведанные малые угольные разрезы, энергетика, лесопромышленный комплекс, которые увеличили спрос на перевозки железной дорогой. Полностью на круглогодичное обеспечение товарами и материальными ресурсами перешли два крупных МО республики - Нерюнгринский и Алданский улусы, а также в значительной степени группа "заречных" улусов (Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский).