АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 июля 2020 года N 161-ра


Об утверждении Стратегии развития туризма в Костромской области на период до 2035 года



В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р, Законом Костромской области от 30 мая 2013 года N 365-5-ЗКО "О поддержке развития туризма в Костромской области":


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Костромской области на период до 2035 года (далее - Стратегия).


2. Исполнительным органам государственной власти Костромской области руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Костромской области и иных программных документов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области руководствоваться положениями Стратегии при разработке муниципальных программ и иных программных документов.


4. Департаменту экономического развития Костромской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Костромской области в 4-месячный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения представить в администрацию Костромской области проект плана мероприятий по реализации Стратегии.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение



Утверждена
распоряжением
администрации
Костромской области
от 13 июля 2020 г. N 161-ра



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА



Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Стратегия развития туризма в Костромской области (далее - Стратегия) является базовым документом, определяющим цели, задачи, приоритеты и механизмы развития туристской отрасли в регионе. Это инструмент формирования планов и программ развития исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, ориентации предпринимательской активности и граждан в сфере туризма на период до 2035 года.


2. Стратегия направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Костромской области за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации.


3. Целями Стратегии являются:


1) комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Костромской области за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;


2) усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.


4. Задачи Стратегии:


1) обеспечение роста экономики и качества жизни населения региона за счет развития туризма;


2) участие в крупных федеральных проектах, проектах государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в сфере туризма;


3) выравнивание муниципальных диспропорций в части обеспечения туристскими услугами;


4) повышение качества сервиса и уровня подготовки специалистов туристской индустрии;


5) формирование доступной и комфортной туристской среды;


6) нивелирование сезонности туризма;


7) укрепление региональных позиций на российском и международном туристских рынках;


8) продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;


9) проведение массовых международных, федеральных и региональных событийных мероприятий, нацеленных на привлечение туристов в регион;


10) увеличение продолжительности пребывания гостей в регионе;


11) переведение транзитного потока экскурсантов в категорию туристов, совершающих в регионе минимум 1 ночевку.


5. При решении указанных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:


1) использование комплексного подхода при развитии туризма, учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской отрасли;


2) усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения региона;


3) обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма;


4) развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду, экологических и социокультурных рисков, необходимости обеспечения безопасности при планировании развития туризма.


6. Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии региона.


Туризм является одной из отраслей экономики, которая одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является повышение доступности туризма для населения, обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных и иных особенностей населения.


Среди важных социальных следствий развития туризма для населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация.


Экономическая роль туризма проявляется, прежде всего, в ускорении экономического роста Костромской области, обеспечении занятости населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в объекты туристской индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и других видах экономической деятельности. Важным социально-экономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов населения, формирование предпринимательской культуры.



Раздел II. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


7. Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным Федеральной службы государственной статистики номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросли почти в 1,7 раза. В 2017 году был достигнут уровень - 254 млн. ночевок (в 1,5 раза больше показателя 2012 года).


8. Туристский сектор Российской Федерации сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития в последние годы отрасль формирует 3,8% валового внутреннего продукта страны и 0,7% общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в Российской Федерации в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на 1 жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.


9. Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики объем платных туристских услуг, реализованных в Российской Федерации турфирмами, за последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд. рублей.


10. Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.


11. Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (54 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году, против 32 млн. граждан в 2012 году). Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики заполняются в среднем не более чем на 35%. Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году против 1,04 млн. человек в 2014 году. По данным Федеральной налоговой службы более 50% налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - в г. Москве, г. Санкт-Петербурге.


12. Туристская активность россиян остается пониженной. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в среднем лишь 45% жителей страны за последние 5 лет отдыхали в регионе, отличном от региона проживания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения доступности туристских продуктов для жителей страны и стимулирования мотивации к совершению путешествий.


13. Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7% (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом). Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2% превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10% - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. По данным Всемирной туристской организации расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на 1 туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1 100 долларов США на 1 туриста). По данным Федеральной службы государственной статистики около 70% размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на две туристские территории - г. Москву, г. Санкт-Петербург.


14. Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30-40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14% меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35-40 млрд. долларов США в год.


15. По данным Федеральной службы государственной статистики около 60% туристских пакетов российских турфирм реализуется в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения.


16. Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54 человека, Испания - 261 человека, Франция - 309 человек.


17. Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, которая требует постоянного обновления. За период с 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась. По данным Федеральной службы государственной статистики количество ночевок на 1 место в коллективных средствах размещения снизилось со 129,1 в 2012 году до 117 в 2017 году, коэффициент использования номерного фонда за период 2014-2016 годов в среднем составлял только 0,32. Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса. Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35%, в Германии - 44%, в Испании - 60%. Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.


18. Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18 единиц, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11 единиц. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно.


19. Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов. По данным Всемирной туристской организации доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40% общей суммы расходов в 2017 году (248 долларов США на 1 иностранного туриста), в Германии - 29%, в Соединенных Штатах Америки - 16%. Высокая стоимость транспортировки туристов связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»