Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктур.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящих по территории Новгородской области, по состоянию на 01.01.2020 составляет 7872,979 км, в том числе:
с твердым покрытием - 7688,268 км, из них:
с усовершенствованным покрытием - 4482,278 км;
с покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные) - 3205,99 км;
грунтовые - 184,711 км.
В зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения отнесены к следующим категориям:
I категория | - | 1,813 км; |
II категория | - | 85,581 км; |
III категория | - | 708,076 км; |
IV категория | - | 3652,617 км; |
V категория | - | 3286,306 км; |
вне категории | - | 138,586 км. |
На территории Новгородской области расположены следующие искусственные сооружения:
мосты и путепроводы - 453 шт., в том числе:
капитальные | - | 432 шт.; |
деревянные | - | 21 шт. |
Развитие отраслей промышленности Новгородской области (химической, лесной, легкой промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства, туризма и др.), ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Новгородской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в других субъектах Российской Федерации.
Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, товаров и услуг, единство экономического пространства, приоритетные национальные проекты, решены социальные задачи. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. Оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объема автомобильных перевозок. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 06.06.2023 N 243)