____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 сентября 2021 года на основании Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.09.2021 N 194-ПП.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 10 октября 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 19-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 8 августа 2005 г. N 59-РЗ "Об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Кабардино-Балкарской Республики.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2013 г. N 96-ПП "О Порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2013, N 13).
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Настоящий Порядок устанавливает механизм осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Кабардино-Балкарской Республики Министерством природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - экологический надзор, Министерство) в части:
регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
регионального государственного надзора в области обращения с отходами;
регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Министерство как уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды осуществляет региональный экологический надзор на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Предметом экологического надзора является деятельность Министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кабардино-Балкарской Республики и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
3. Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении экологического надзора осуществляются с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), настоящего Порядка и административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" при организации экологического надзора в обязательном порядке применяется риск-ориентированный подход.
Экологический надзор осуществляется должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспекторы). Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление экологического надзора, утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
4. Экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения:
плановых и внеплановых проверок;
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
5. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ.
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проводятся с учетом положений статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
6. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями проводятся в виде:
плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий;
наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
исследований и измерений параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемой министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (заместителем министра природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики) программой профилактики нарушений и включают в себя:
размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом экологического надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
информирование государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Министерство подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления экологического надзора и размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься государственными органами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений;
выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
8. При осуществлении экологического надзора плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора":
для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;
для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;
для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска не проводятся.
9. Государственные инспекторы при осуществлении экологического надзора в порядке, установленном действующим законодательством, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверки;
беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органа экологического надзора о проведении проверки, посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, проверять соблюдение нормативов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований;
использовать оборудование для фиксации правонарушений и для взятия необходимых проб, образцов, использовать поверенные измерительные приборы;
осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Государственные инспекторы при осуществлении экологического надзора соблюдают ограничения и выполняют обязанности, предусмотренные статьями 15, 18 Федерального закона N 294-ФЗ.