Численность малоимущих семей в Республике Татарстан по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Год | Численность малоимущих семей | ||||
имеющих | многодетные семьи | неполные семьи <*> | |||
детей до 3 лет | детей до 18 лет | детей-инвалидов | |||
2016 | 14 151 | 48 047 | 501 | 7 307 | 10 714 |
2017 | 11 272 | 41 142 | 471 | 7 859 | 9 979 |
2018 | 9 343 | 35 699 | 374 | 8 175 | 10 157 |
2019 | 7 217 | 27 212 | 371 | 8 337 | 8 523 |
________________
* Из числа получателей ежемесячного пособия на детей: одиноких матерей, а также родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
Ситуация на рынке труда, являющаяся производной экономических процессов, относительно стабильная. Уровень регистрируемой безработицы за последние два года не превышает 0,6 процента от численности рабочей силы Республики Татарстан. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда за последние два года не превышает 3,3 процента. Условно за последние два года на одного безработного гражданина может быть предложено 3 - 4 вакансии.
Социальная, в том числе трудовая, адаптация молодого поколения осуществляется органами службы занятости населения в рамках мероприятий, предусмотренных государственной программой "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" (далее - Государственная программа).
Одним из направлений Государственной программы является организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с оказанием материальной поддержки. Занятость подростков в свободное от учебы время при посредничестве органов службы занятости населения способствует профилактике правонарушений, преступлений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних и совершаемых ими суицидов, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, приобщению несовершеннолетних к общественно полезному труду, воспитанию трудовой дисциплины, приобретению профессиональных навыков и навыков ориентации в условиях современного рынка труда, повышению материального благосостояния подростков, воспитанию у несовершеннолетних чувства ответственности и долга.
Кроме того, в рамках Государственной программы предусмотрена реализация мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, и безработных граждан из числа выпускников общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Трудоустройство по указанным мероприятиям является одним из направлений работы службы занятости по содействию занятости выпускников образовательных организаций. Суть этих мероприятий в повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда, приобретении профессиональных знаний, практических навыков и опыта.
В решении вопросов трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и инвалидов особая роль отводится квотированию и резервированию для них рабочих мест в соответствии с Законом Республики Татарстан от 24 июля 2007 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите". На 2019 год постановлением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 25.09.2018 N 9 "Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на 2019 год" квота была установлена на 979 рабочих мест, в том числе на одно специальное рабочее место. В целях трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, зарезервировано 388 рабочих мест.
В целях предоставления дополнительных возможностей для занятости безработным инвалидам оказываются государственные услуги по содействию самозанятости, проводится их обучение основам предпринимательской деятельности. В 2019 году 15 инвалидами было открыто собственное дело на сумму 2,1 млн рублей (бюджет Республики Татарстан). Каждому инвалиду предусмотрено предоставление единовременной финансовой помощи на открытие собственного дела в размере 145,1 тыс. рублей.
В 2019 году служба занятости населения реализовывала новое направление - предоставление субсидии из бюджета Республики Татарстан на возмещение работодателю части затрат на оплату труда инвалида, трудоустроенного по направлению государственных учреждений службы занятости населения Республики Татарстан. Размер субсидии на возмещение затрат работодателю на оплату труда одного инвалида - один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации, увеличенный на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В 2019 году на реализацию данного направления деятельности из бюджета Республики Татарстан выделено 9,6 млн рублей, трудоустроено 173 инвалида.
В целях сохранения существующих рабочих мест инвалидов и повышения социальной защищенности работающих инвалидов органами службы занятости республики оказывается поддержка предприятиям, образованным общественными объединениями инвалидов. Поддержка предоставляется работодателям в целях возмещения затрат, связанных с сохранением рабочих мест инвалидов на предприятиях, - на оплату труда инвалидов. В 2019 году в данной программе приняли участие 8 предприятий и трудоустроен 341 инвалид. Сумма субсидии из бюджета Республики Татарстан, направленной на реализацию вышеуказанных мероприятий, составила 23,1 млн рублей.
Ежегодно около 300 инвалидов проходят профессиональное обучение за счет средств республиканского бюджета.
Одной из важнейших составляющих системы предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, является последовательно реализуемая программа государственной социальной помощи населению.
Среди получателей государственной социальной помощи значительную долю составляют граждане, не имеющие реальной возможности самостоятельно решать свои жизненные проблемы, связанные с низким уровнем доходов. Это в первую очередь семьи с детьми-инвалидами, неполные и многодетные семьи.