(с изменениями на 4 июня 2024 года)
(в ред. приказов Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.09.2020 N 347-ОД, от 12.03.2021 N 67-ОД, от 07.04.2021 N 84-ОД, от 08.10.2021 N 199-ОД, от 21.06.2022 N 90-ОД, от 29.12.2022 N 232-ОД, от 01.09.2023 N 138-ОД, от 02.11.2023 N 167-ОД, от 07.03.2024 N 33-ОД, от 04.06.2024 N 84-ОД)
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями".
Директор департамента
Е.В.КАРПОВА
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "ПОДБОР, УЧЕТ И ПОДГОТОВКА В ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ"
(в ред. приказов Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.09.2020 N 347-ОД, от 12.03.2021 N 67-ОД, от 07.04.2021 N 84-ОД, от 08.10.2021 N 199-ОД, от 21.06.2022 N 90-ОД, от 29.12.2022 N 232-ОД, от 01.09.2023 N 138-ОД, от 02.11.2023 N 167-ОД, от 07.03.2024 N 33-ОД, от 04.06.2024 N 84-ОД)
1. Административный регламент департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями" (далее - Административный регламент, департамент, автономный округ, государственная услуга) устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур (действий) органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в автономном округе (далее - уполномоченный орган) в сфере переданного отдельного государственного полномочия автономного округа по предоставлению государственной услуги, порядок взаимодействия между структурными подразделениями уполномоченного органа и их должностными лицами, между уполномоченным органом и заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
(в ред. приказов Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.03.2021 N 67-ОД, от 21.06.2022 N 90-ОД)
2. Государственная услуга предоставляется совершеннолетним дееспособным гражданам, выразившим желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних граждан).
Бабушки, дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
К близким родственникам, выразившим желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних граждан относятся родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего гражданина, по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту или заявления граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина по форме согласно приложению N 2-1 к Административному регламенту (далее - заявление).
(в ред. приказов Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2022 N 90-ОД, от 01.09.2023 N 138-ОД)
3. Заявителями являются физические лица, указанные в пункте 2 настоящего Административного регламента (далее - заявители).
4. У совершеннолетнего подопечного может быть один или несколько опекунов или попечителей. В случае назначения ему нескольких опекунов или попечителей соответствующее заявление подается опекунами или попечителями совместно. При назначении совершеннолетнему подопечному нескольких опекунов или попечителей в целях устранения рисков угрозы жизни и здоровья совершеннолетних подопечных обязанности опекунов или попечителей, в том числе по обеспечению совершеннолетнего подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, распределяются в соответствии с актом уполномоченного органа.
(п. 4 в ред. приказа Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.09.2023 N 138-ОД)
5. Уполномоченный орган при необходимости исходя из интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.
6. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
7. В случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия подопечных, их близкие родственники, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних граждан, могут быть назначены опекунами или попечителями совершеннолетних граждан при условии отсутствия фактов ненадлежащего обращения с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином в период до достижения им возраста 18 лет.
8. Справочная информация о месте нахождения и графиках работы уполномоченного органа, его структурных подразделений, предоставляющих государственную услугу, государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также департамента, государственного учреждения автономного округа "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и его территориальных отделов (далее - МФЦ); справочные телефоны структурных подразделений уполномоченного органа, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, департамента, многофункционального центра, в том числе номер телефона-автоинформатора (при наличии); адреса официального сайта уполномоченного органа, департамента, а также официальной электронной почты и (или) формы обратной связи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются на сайте уполномоченного органа, департамента, на едином официальном интернет-портале сети многофункциональных центров в автономном округе (http://www.mfc.yanao.ru) (далее - сайт МФЦ), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) по адресу: https://www.gosuslugi.ru.
(в ред. приказов Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2022 N 90-ОД, от 04.06.2024 N 84-ОД)
9. Информирование по вопросам предоставления государственной услуги производится должностным лицом уполномоченного органа, работником МФЦ при непосредственном обращении гражданина, посредством телефонной связи, посредством ответов на письменные обращения граждан, путем размещения информации на информационных стендах в помещениях уполномоченного органа, МФЦ, а также путем публикации информации в средствах массовой информации и издания и размещения информационных материалов (брошюр, буклетов).
МФЦ осуществляет информирование, консультирование заявителей о порядке предоставления услуги в МФЦ, о сроках предоставления государственной услуги (в случае заключения соглашения о взаимодействии между МФЦ и департаментом в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями" (далее - соглашение о взаимодействии)) в секторах информирования МФЦ, на сайте МФЦ, по телефону контакт-центра МФЦ: 8-800-2000-115 (бесплатно по России).
10. На информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, в средствах массовой информации и в печатных изданиях размещается и публикуется следующая информация и документы:
10.1. о месте нахождения уполномоченного органа (полный почтовый адрес, адрес электронной почты, справочный номер телефона уполномоченного органа, в том числе номер телефона-автоинформатора (при наличии), график работы);
10.2. выдержки из нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги;
10.3. текст настоящего Административного регламента с приложениями (полная версия - на сайте уполномоченного органа, выдержки - на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, средствах массовой информации и в печатных изданиях);
10.4. перечень категорий граждан, которым предоставляется государственная услуга;
10.5. информация о порядке предоставления государственной услуги;
10.6. образцы заполнения заявления;
(пп. 10.6 в ред. приказа Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2022 N 90-ОД)
10.7. график приема граждан должностными лицами уполномоченного органа;
10.8. информация о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу;
10.9. перечень территориальных отделов МФЦ, в которых предоставляется государственная услуга, адреса местонахождения, телефоны и территории обслуживания территориальных отделов МФЦ.
11. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на Едином портале, на сайте уполномоченного органа, которая содержит:
11.1. исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;
11.2. круг заявителей;
11.3. срок предоставления государственной услуги;
11.4. результаты предоставления государственной услуги, порядок предоставления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;
11.5. исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
11.6. информация о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;
11.7. формы заявлений (уведомлений, сообщений), используемые при предоставлении государственной услуги;
11.8. перечень территориальных отделов МФЦ, в которых предоставляется государственная услуга, адреса местонахождения, телефоны территориальных отделов МФЦ.
12. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.