ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2019 года N 649-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 363-П



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 363-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 2 декабря 2013 г., N 183, спецвыпуск N 43; 2 сентября 2014 г., N 133, спецвыпуск N 36; 18 ноября 2014 г., N 180; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2014, выпуск 4, часть III; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.; 28 марта 2016 г.; 26 августа 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4, часть XII; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 мая 2017 г.; 19 июля 2017 г.; 24 октября 2017 г.; 20 декабря 2017 г.; 22 февраля 2018 г.; 21 июня 2018 г.; 3 августа 2018 г.; 26 сентября 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018 выпуск 3, часть IV; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru); 4 марта 2019 г.; 30 августа 2019 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
И.А.ГЕХТ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 г. N 363-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 31 декабря 2019 г. N 649-П)



Государственная программа Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области"



Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие лесного хозяйства Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Главное управление лесами Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Подпрограммы государственной программы

-

отсутствуют

Проекты государственной программы

-

отсутствуют

Основная цель (основные цели) государственной программы

-

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала лесов Челябинской области

Основные задачи государственной программы

-

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от пожаров и незаконных рубок;

сокращение потерь лесного хозяйства Челябинской области от вредных организмов;

повышение эффективности воспроизводства лесов;

создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;

повышение продуктивности и качества лесов, повышение эффективности управления лесами

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

-

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;

динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года;

отношение площади лесов, на которой были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов;

доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;

лесистость территории Челябинской области;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства;

доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

срок реализации государственной программы 2014 - 2020 годы:

I этап - 2014 - 2016 годы;

II этап - 2017 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2014 - 2020 годах составит 5405451,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета (субвенции) - 2075088,79 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 274148,6 тыс. рублей;

2015 год - 246996,8 тыс. рублей;

2016 год - 232241,2 тыс. рублей;

2017 год - 249870,8 тыс. рублей;

2018 год - 221544,1 тыс. рублей;

2019 год - 463372,89 тыс. рублей;

2020 год - 386914,4 тыс. рублей;

областного бюджета - 512023,21 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 9011,2 тыс. рублей;

2015 год - финансирование не предусмотрено;

2016 год - 68245,81 тыс. рублей;

2017 год - 88742,96 тыс. рублей;

2018 год - 109372,73 тыс. рублей;

2019 год -127988,81 тыс. рублей;

2020 год - 108661,7 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 821178,4 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 56362,8 тыс. рублей;

2015 год - 252772,7 тыс. рублей;

2016 год - 63654,9 тыс. рублей;

2017 год - 95058,1 тыс. рублей;

2018 год - 88821,0 тыс. рублей;

2019 год - 122644,9 тыс. рублей;

2020 год - 141864,0 тыс. рублей;

арендаторов - 1997161,4 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 84388,7 тыс. рублей;

2015 год - 511946,9 тыс. рублей;

2016 год - 288024,4 тыс. рублей;

2017 год - 243706,1 тыс. рублей;

2018 год - 213928,3 тыс. рублей;

2019 год - 340315,20 тыс. рублей;

2020 год - 314851,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

в результате реализации государственной программы в 2020 году планируется достичь следующих результатов:

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит не менее 81,3 процента;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров составит не более 2,3 процента;

динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года составит 5 процентов;

отношение площади лесов, на которой были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов, составит 36,9 процента;

доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, составит 1,6 процента;

лесистость территории Челябинской области сохранится на уровне 29,4 процента;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда составит 32,3 процента;

доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда увеличится до 69,2 процента;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 135,1 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства ежегодно составит 1,6 процента;

доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги составит 90 процентов



Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


1. На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:


создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;


улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.


В государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (далее именуется - Государственная программа РФ), определены основные стратегические цели:


повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;


обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия.


Цель настоящей государственной программы соответствует Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р.


Стратегическая цель, в том числе в области лесного хозяйства, поставленная Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года", для развития Челябинской области по направлению рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Челябинской области "Чистая земля", которая включает создание отрасли безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами (организация сбора, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов), обеспечение биологического разнообразия в целях обеспечения благоприятной окружающей среды для проживания человека и экономически эффективного использования вторичных ресурсов, достигается решением следующих мер:


1) сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов;


2) сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства лесного фонда, поддержания его состава и структуры, защита лесов от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;


3) повышение продуктивности и улучшение качества лесов путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использования достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применения современных технологий выращивания лесов;


4) сохранение показателя лесистости территории Челябинской области, а также доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда Челябинской области;


5) обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров средствами наземной и авиационной охраны лесов;


6) сохранение и восстановление численности редких, исчезающих и экологически значимых видов растений и животных;


7) недопущение несанкционированного пользования недрами;


8) развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;


9) формирование природно-экологического каркаса Челябинской области с целью охраны и воспроизводства потенциала биосферных ресурсов, природного биологического разнообразия ландшафтов на освоенных и урбанизированных территориях;


10) охрана и использование особо охраняемых природных территорий Челябинской области.


2. Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Челябинской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Челябинской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Челябинской области и сопредельных областей.


Развитие городов и транспортной инфраструктуры Челябинской области осуществляется главным образом за счет земель лесного фонда. Расширяющееся дачное и загородное строительство ведет к увеличению рекреационных нагрузок на леса.


Леса Челябинской области, входящие в состав земель лесного фонда Российской Федерации, занимают 2644,9 тыс. гектаров, из которых покрытые лесной растительностью земли составляют 5352,1 тыс. гектаров, или 88,5 процента. На каждого жителя Челябинской области приходится около 0,7 гектара покрытых лесной растительностью земель. Средняя лесистость Челябинской области составляет 29,5 процента.


Основная часть лесов Челябинской области (78 процентов) отнесена к защитным лесам, выполняющим противоэрозионные, водоохранные и санитарно-гигиенические защитные функции. Из них 33,7 процента занимают противоэрозионные леса, а 16,4 процента лесов расположено в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.


Эксплуатационные леса составляют 21,8 процента от общей площади лесов и сосредоточены в северной и северо-западной частях Челябинской области.


Допустимый объем изъятия древесины (данные на 1 января 2017 года) составляет 2060,0 тыс. куб. метров, в том числе по рубкам в спелых и перестойных насаждениях - 1228,0 тыс. куб. метров, на 1 января 2019 года составляет 2267,5 тыс. куб. метров, в том числе по рубкам в спелых и перестойных насаждениях - 1333,56 тыс. куб. метров.


Породный состав лесных насаждений Челябинской области довольно разнообразен. В лесах Челябинской области произрастает более 10 разновидностей древесных пород (сосна, ель, лиственница, пихта, дуб, ильм, ольха, липа, береза, осина). В лесах, расположенных на западе Челябинской области (горная местность), преимущественно произрастают хвойные насаждения. На севере, в средней части и на северо-востоке Челябинской области (равнинная местность) доминируют лиственные насаждения с преобладанием березы, осины, ольхи серой, на юге и юго-западе Челябинской области - колочные мягколиственные насаждения.


В целом по Челябинской области основными лесообразующими породами являются береза и сосна, на их долю соответственно приходится 53 и 24,1 процента от общей площади лесных земель.


Хвойные породы занимают 30,9 процента площадей, покрытых лесной растительностью, из них 78,2 процента заняты сосной.


Челябинская область по богатству природных ресурсов является одним из уникальнейших регионов России. Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, составляет 852,9 тыс. гектаров, или 9,6 процента от общей площади Челябинской области, в том числе площадь заповедников и национальных парков - 203,16 тыс. гектаров, или 2,3 процента.


На землях Челябинского городского округа находится Челябинский лесопарк, организованный в границах Каштакского бора и Челябинского (городского) бора, который отнесен к особо охраняемым природным территориям - памятникам природы областного значения. Общая площадь лесопарка составляет 2168,1 гектара. Лесные земли составляют 88,1 процента от общей площади лесопарка. В состав древостоя лесопарка входят сосна обыкновенная (60 процентов), береза бородавчатая, береза пушистая, осина и другие породы. Площадь лесопарка, нуждающаяся в лесовосстановлении, составляет 57 гектаров.


На территории лесопарка допускается проведение научных исследований, эколого-просветительская, спортивно-туристическая, рекреационная, природоохранная деятельность и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.


3. В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит повышение эффективного и рационального использования лесных ресурсов, находящихся в границах территории Челябинской области, при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.


Высокая хозяйственная освоенность территории Челябинской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ земель лесного фонда, высокая плотность населения создают существенную рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров. Хвойные молодняки (в основном чистые сосновые насаждения) произрастают на площади 382,9 тыс. гектаров и представляют большую пожарную опасность. Леса Челябинской области относятся к третьему классу природной пожарной опасности. Для Челябинской области характерны часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, что влечет за собой высокую пожарную опасность в лесных насаждениях.


Челябинская область на протяжении последних лет занимает одно из первых мест по количеству лесных пожаров среди субъектов Уральского федерального округа. За период с 2016 по 2017 год на территории Челябинской области произошло 992 лесных пожара на площади 5,7 тыс. гектаров, в 2018 году на территории Челябинской области произошло 648 лесных пожаров на площади 24,3 тыс. гектаров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»