В РНГП Тюменской области расчетные показатели для объектов регионального значения и предельные значения расчетных показателей для объектов местного значения установлены с учетом территориальных особенностей муниципальных образований Тюменской области, выраженных в социально-демографических, экономических, природно-климатических и иных аспектах.
В качестве факторов дифференциации для установления значений расчетных показателей объектов регионального значения и предельных значений расчетных показателей объектов местного значения определены:
- роль населенных пунктов в системе расселения Тюменской области;
- численность населения муниципальных образований, населенных пунктов;
- тип населенных пунктов;
- наличие труднодоступных и отдаленных местностей.
1. Дифференциация населенных пунктов по роли в системе расселения
Значение населенных пунктов в региональной системе расселения (ранг центра межселенного обслуживания) характеризует обязательный минимальный набор объектов обслуживания населения, а также накладывает дополнительную нагрузку на объекты обслуживания населения, что должно быть учтено при установлении значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Тюменской области и предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципальных образований Тюменской области.
В системе расселения Тюменской области выделены центры межселенного обслуживания (общественные центры) различных рангов. Дифференциация населенных пунктов Тюменской области по роли в региональной системе расселения представлена в таблице В.2 приложения В и в приложении Ж.
Город Тюмень является не только областным центром в региональной системе расселения, но и центром Тюменской агломерации, в состав которой входят городское и сельские поселения Тюменского муниципального района. Ежедневная социально-культурная и трудовая миграция в город Тюмень составляет тысячи человек, что накладывает дополнительную нагрузку на объекты обслуживания населения и должно быть учтено при установлении расчетных показателей для объектов регионального значения и предельных значений расчетных показателей для объектов местного значения.
При размещении объектов социальной инфраструктуры с целью бюджетной экономии средств на строительство объектов и их дальнейшего содержания необходимо соблюдать принцип централизованного размещения. Данный принцип заключается в целесообразности размещения объектов социальной инфраструктуры эпизодического пользования (реже периодического и повседневного) не на один населенный пункт, а на группу населенных пунктов (или даже муниципальных образований) при условии соблюдения транспортной доступности. При этом численность населения, на которую необходимо умножать значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектом, необходимо определять, как сумму численности населения населенных пунктов, расположенных в пределах транспортной доступности.
Таким образом, дифференциация по вовлеченности в агломерации и местные системы расселения позволяет обеспечивать больший контингент потребителей услугами объектов социальной инфраструктуры при наименьших затратах на строительство и ежегодное содержание объектов.
Зоны влияния межрайонных центров обслуживания представлены графически в приложении Ж настоящих РНГП, граница Тюменской агломерации - в приложении Е.
2. Дифференциация населенных пунктов по территориальному признаку и обеспеченности транспортной инфраструктурой на уровне внешних связей (по наличию труднодоступных и отдаленных местностей)