Решение для управления процессами
производственной безопасности


АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2020 года N 36


О внесении изменений в областную государственную программу "Развитие культуры и туризма в Смоленской области"



Администрация Смоленской области постановляет:


Внести в областную государственную программу "Развитие культуры и туризма в Смоленской области", утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013 N 988 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 03.10.2014 N 682, от 18.12.2014 N 863, от 10.03.2015 N 98, от 20.03.2015 N 127, от 31.08.2015 N 545, от 02.10.2015 N 613, от 08.10.2015 N 618, от 09.12.2015 N 780, от 29.12.2015 N 884, от 24.03.2016 N 162, от 27.04.2016 N 244, от 30.05.2016 N 298, от 29.06.2016 N 372, от 28.11.2016 N 689, от 27.12.2016 N 776, от 07.02.2017 N 52, от 08.02.2017 N 53, от 24.05.2017 N 337, от 14.07.2017 N 477, от 28.08.2017 N 583, от 01.11.2017 N 727, от 26.12.2017 N 907, от 20.03.2018 N 166, от 26.04.2018 N 266, от 28.05.2018 N 342, от 28.08.2018 N 575, от 05.10.2018 N 638, от 04.12.2018 N 815, от 14.12.2018 N 867, от 28.12.2018 N 947, от 28.01.2019 N 10, от 15.04.2019 N 213, от 18.06.2019 N 362, от 28.11.2019 N 712, от 03.12.2019 N 735, от 30.12.2019 N 843), следующие изменения:


1) в паспорте областной государственной программы "Развитие культуры и туризма в Смоленской области":


- в позиции "Исполнители основных мероприятий Государственной программы":


- после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:


"Главное управление Смоленской области по культурному наследию;";


- абзацы второй, восьмой, двадцать третий, двадцать пятый признать утратившими силу;


- абзац четвертый позиции "Наименование подпрограмм Государственной программы" признать утратившим силу;


- позицию "Цели Государственной программы" изложить в следующей редакции:

Цель Государственной программы

реализация роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности


- позицию "Целевые показатели реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:

Целевые показатели реализации Государственной программы

число посетителей областных государственных музеев;

количество новых поступлений в библиотечные фонды областных государственных библиотек;

количество посещений областных государственных библиотек, в том числе детьми;

количество переоснащенных муниципальных библиотек по модельному стандарту;

количество зрителей мероприятий, проводимых театрально-концертными и культурно-досуговыми учреждениями;

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;

количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры;

количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования;

количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку;

количество созданных виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях, для трансляции знаковых культурных мероприятий;

количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры";

количество обучающихся в образовательных учреждениях в сфере культуры по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства;

количество организаций культуры, получивших современное оборудование


- позицию "Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:

Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)

общий объем ассигнований Государственной программы составляет 7966298,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 700816,9 тыс. рублей;

2015 год - 730291,8 тыс. рублей;

2016 год - 472439,7 тыс. рублей;

2017 год - 871333,2 тыс. рублей;

2018 год - 905033,8 тыс. рублей;

2019 год - 990376,3 тыс. рублей;

2020 год - 918602,8 тыс. рублей;

2021 год - 721323,1 тыс. рублей;

2022 год - 625350,0 тыс. рублей;

2023 - 2024 годы - 1030730,6 тыс. рублей;

в разрезе источников финансирования:

средства федерального бюджета - 577679,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 30000,3 тыс. рублей;

2015 год - 58734,4 тыс. рублей;

2016 год - 8901,9 тыс. рублей;

2017 год - 32453,1 тыс. рублей;

2018 год - 66741,6 тыс. рублей;

2019 год - 78575,6 тыс. рублей;

2020 год - 84919,2 тыс. рублей;

2021 год - 110553,7 тыс. рублей;

2022 год - 106799,3 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 6976819,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 470816,6 тыс. рублей;

2015 год - 471552,4 тыс. рублей;

2016 год - 463532,8 тыс. рублей;

2017 год - 838577,5 тыс. рублей;

2018 год - 836672,2 тыс. рублей;

2019 год - 909970,4 тыс. рублей;

2020 год - 831412,8 тыс. рублей;

2021 год - 608189,2 тыс. рублей;

2022 год - 515365,3 тыс. рублей;

2023 - 2024 годы - 1030730,6 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 11799,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 5,0 тыс. рублей;

2016 год - 5,0 тыс. рублей;

2017 год - 302,6 тыс. рублей;

2018 год - 1620,0 тыс. рублей;

2019 год - 1830,3 тыс. рублей;

2020 год - 2270,8 тыс. рублей;

2021 год - 2580,2 тыс. рублей;

2022 год - 3185,4 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 400000,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 200000,0 тыс. рублей;

2015 год - 200000,0 тыс. рублей


- абзац четвертый позиции "Ожидаемые результаты реализации Государственной программы" признать утратившим силу;


2) раздел 1 изложить в следующей редакции:


"1. Общая характеристика социально-экономической сферы

реализации Государственной программы



Смоленщина с ее древней историей обладает весомым потенциалом в культурном наследии России. К числу факторов, положительно влияющих на развитие культуры, относятся богатое историко-культурное наследие, заповедные территории, народная культура, фольклор и ремесла, наличие сети областных учреждений культуры и искусства.


Среди регионов России Смоленская область является одним из лидеров в сфере изучения, сохранения и пропаганды традиций русского народного творчества.


Областными учреждениями культуры накоплен положительный опыт проведения международных, всероссийских и областных мероприятий, многие из которых стали визитной карточкой региона: Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, Международный театральный фестиваль "Смоленский ковчег", Международный фестиваль соотечественников "С Россией в сердце", Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров "Золотой Феникс" и другие.


Важная роль в сохранении культурного наследия, в обеспечении свободного доступа к этому наследию всех категорий населения, в распространении знаний принадлежит библиотекам. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в Смоленской области (51,9%) выше средних показателей по России.


Вместе с тем недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база учреждений культуры увеличивают разрыв между культурными потребностями населения Смоленской области и возможностями их удовлетворения.


Острой проблемой остается пополнение библиотечных фондов книгами и периодическими изданиями в связи с уменьшением финансирования этих мероприятий. Фонды библиотек приходят в негодность, количество списанных книг превышает количество поступающих. Особенно это касается библиотечного фонда для детей младшего и среднего возраста.


Представленные данные свидетельствуют о том, что на протяжении последних трех лет не удалось преодолеть негативную тенденцию снижения книговыдачи, наметившуюся еще в 2016 году.

Уменьшение книговыдачи на 1000 жителей (тыс. экз.)

Уменьшение количества новых экземпляров, поступивших в фонды областных государственных библиотек (тыс. экз.)

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

13,1

12,6

12,5

10,6

9,8

10,5


В целях расширения свободного доступа читателей к фондам библиотек продолжилась реализация корпоративного проекта "Сводный электронный каталог Смоленской области", в состав корпорации которого вошли областные и районные библиотеки. Фонд сетевых удаленных ресурсов муниципальных и государственных центральных библиотек предоставляет пользователям доступ к более 323 млн. отечественных и иностранных книг, брошюр, периодических изданий ведущих издательств страны.


Благодаря использованию информационных технологий в организации библиотечного процесса увеличилось число посещений удаленных пользователей.


Работу по комплектованию, хранению, учету и использованию государственных документов Архивного фонда Российской Федерации осуществляют областное государственное казенное учреждение "Государственный архив новейшей истории Смоленской области" и областное государственное казенное учреждение "Государственный архив Смоленской области", 27 архивных отделов администраций муниципальных образований Смоленской области с функциями муниципальных архивов.


Из-за финансового дефицита недостаточно активно осуществляется гастрольная деятельность профессиональных коллективов, в результате уровень культурного обслуживания населения снижается, сдерживается творческий рост профессиональных актеров и музыкантов.


В последние годы сократилось финансирование новых постановок, театральных и концертных проектов. В целях сохранения и развития творческого потенциала театров необходимы меры дополнительной государственной поддержки, в том числе выделение средств, направленных на реализацию творческих проектов, связанных с постановкой спектаклей.


Уровень предоставления услуг учреждениями культуры не соответствует современным требованиям комфорта, доступности, технической оснащенности, мобильности, зрелищности и т.д.


Одновременно отсутствие достаточного финансирования на поддержку учреждений культуры музейной сферы деятельности также отрицательно сказалось на модернизации и совершенствовании экспозиционных и фондовых площадей.


Так, по причине устаревания и технического износа здания фондохранилища музейные предметы находятся на хранении в нарушение установленных норм и правил, в связи с этим встал вопрос о необходимости поиска другого более подходящего указанным целям здания либо строительства нового сооружения.


Увеличение экспозиционных площадей музеев невозможно также по причине отсутствия финансовых средств на завершение ремонтных и реставрационных работ на объектах, используемых под экспозиционные площади.


Вопросы технологического обновления экспозиций музеев путем внедрения новых информационных технологий в организацию и ведение экспозиционной и выставочной деятельности остаются нерешенными.


В целях устранения указанных проблем, связанных с музейными учреждениями, необходимо увеличение финансирования на осуществление текущей деятельности с реализацией мероприятий долгосрочного планирования, направленных на расширение и совершенствование предоставляемых услуг.


Современное состояние материально-технической базы областных государственных учреждений культуры характеризуется высокой степенью изношенности зданий, сооружений, оборудования, внутренних инженерных коммуникаций.


Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и изменившимся социокультурным ориентациям населения является сдерживающим фактором достижения цели обеспечения равных возможностей доступа различных категорий граждан, повышения качества оказываемых услуг, увеличивает разрыв между культурными потребностями населения и возможностью их удовлетворения.


Большая часть областных государственных учреждений культуры на территории Смоленской области находится в старинных и культовых зданиях, которые являются памятниками истории и культуры и имеют процент износа более 90 процентов.


В настоящее время 17 областных государственных учреждений культуры расположены в 114 зданиях, из них 100 зданий требуют текущего ремонта. Почти 50 процентов зданий учреждений культуры имеют пожароопасные деревянные междуэтажные перекрытия и перегородки, ветхие электрические сети. Многие здания требуют замены внутренних инженерных коммуникаций.


Не менее важными являются вопросы оснащенности областных государственных учреждений культуры системами видеонаблюдения, освещения музейных экспозиций. Все вышеперечисленное влияет на качество проводимой работы и не дает возможность областным государственным учреждениям культуры в полной мере реализовать свой потенциал.


Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть культуры Смоленской области. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры Смоленщины.


Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению; уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства, которые необходимо сохранять и приумножать. Народные художественные промыслы не являются "художественной резервацией", существующей вне времени и пространства, они должны развиваться с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления.


Актуальность сохранения народных художественных промыслов обусловлена кризисным состоянием, а также значимостью проблемы сохранения и продолжения культурных традиций.


В современных условиях формирования гражданского общества, глобализации, информатизации всех сфер общественной жизни перед сферой культуры стоит задача соответствовать времени, по новому решать существующие и возникающие проблемы, с современных позиций подходить к поиску средств развития и совершенствования деятельности, обеспечивая конкурентоспособность и гарантии соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры.


Положительный опыт реализации долгосрочных областных целевых программ и ведомственных целевых программ в области культуры насчитывает уже несколько лет. Благодаря реализации таких долгосрочных областных целевых программ, как "Развитие культуры в Смоленской области", "Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы, "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области" на 2011 - 2012 годы, "Подготовка и проведение празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года" на 2011 - 2012 годы, ведомственных целевых программ "Обеспечение устойчивого функционирования зданий и сооружений областных государственных учреждений сферы культуры" на 2012 - 2014 годы, "Организация и проведение мероприятий в сфере культуры и искусства" на 2012 - 2014 годы, "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области" на 2013 - 2015 годы, удалось добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.