КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2020 года N 59
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ АДРЕСНУЮ ПРОГРАММУ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2025 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29.03.2019 N 242 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2025 ГОДЫ"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.03.2019 N 242 "Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).
И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
Р.К.НИГМАТУЛЛИН
Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 марта 2019 года N 242
(в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 31 января 2020 года N 59)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2025 ГОДЫ
Паспорт Программы
Наименование Программы | Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Главный распределитель бюджетных средств | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
Исполнители основных мероприятий Программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан организует взаимодействие с исполнителями Программы, координацию и контроль их деятельности при реализации мероприятий Программы |
Основания для разработки Программы | Реализация федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда"; Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) |
Основные цели Программы | Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными (в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ) |
Основные задачи Программы | Переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания (в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ) |
Участники Программы (муниципальные районы и образования Республики Татарстан) | Агрызский, Актанышский, Арский, Балтасинский, Елабужский, Зеленодольский, Кукморский, Мензелинский, Сабинский, Чистопольский муниципальные районы и муниципальное образование г. Казани |
Срок реализации Программы | 2019 - 2025 годы, в том числе: этап 2019 года - до 31 декабря 2020 года; этап 2020 года - до 31 декабря 2021 года; этап 2021 года - до 31 декабря 2022 года; этап 2022 года - до 31 декабря 2023 года; этап 2023 года - до 31 декабря 2024 года; этап 2024 года - до 1 сентября 2025 года. В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств: Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 787,25 млн рублей; бюджета Республики Татарстан - 253,16 млн рублей. Общий объем финансирования Программы - 1 040,41 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) | Индикаторы оценки результатов основных мероприятий приведены в приложении N 1 к Программе. Планируемые показатели выполнения Программы приведены в приложении N 5 к Программе |
I. Текущее состояние жилищного фонда в Республике Татарстан
Площадь жилищного фонда в Республике Татарстан составляет 101 854,8 тыс. кв. метров, из которого 92 процента жилья находится в частной собственности (94 504,1 тыс. кв. метров), 6 процентов - в муниципальной (5 539,3 тыс. кв. метров), 2 процента - в государственной (1 811,4 тыс. кв. метров).
В республике насчитывается 47 185 домов общей площадью 76 084,7 тыс. кв. метров, из них 17 257 многоквартирных домов (далее - МКД) общей площадью 70 967,5 тыс. кв. метров (без учета блокированной застройки).
По состоянию на IV квартал 2019 года признаны аварийными и непригодными к проживанию в связи с физическим износом 146 МКД, которые состоят из 1 417 помещений общей расселяемой площадью 42 907,81 кв. метра, в которых проживает 3 619 жителей, в том числе:
в частной собственности - 878 помещений на 24 710,59 кв. метра;
в муниципальной собственности - 539 помещений на 18 197,22 кв. метра.
До 1 января 2017 года признаны аварийными 85 МКД, которые состоят из 654 помещений общей расселяемой площадью 21 027,73 кв. метра, в которых проживает 1 754 жителя, в том числе:
в частной собственности - 386 помещений на 11 907,52 кв. метра;
в муниципальной собственности - 268 помещений на 9 120,21 кв. метра.
Муниципальными образованиями сведения о количестве аварийного жилищного фонда вносятся в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" Фонда. Указанные сведения подтверждаются скан-копиями заключений, актов осмотра, постановлений руководителя муниципалитета о признании МКД аварийными и непригодными к проживанию, а также фотоматериалами. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проводится выборочная проверка указанных сведений с выездом на место.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из задач государственной жилищной политики в Республике Татарстан, направленной на комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, является обеспечение реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.
В Программе под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в МКД, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Большинство граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести жилые помещения, отвечающие установленным требованиям.
Решению проблемы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, препятствует отсутствие в бюджетах муниципальных образований средств, достаточных для их переселения.
Проблема может быть решена при оказании соответствующей финансовой поддержки за счет средств Фонда и бюджета Республики Татарстан.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных МКД, признанных в установленном порядке аварийными, при условии, что орган местного самоуправления обеспечивает выполнение определенных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Перечень МКД, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации Программы, приведен в приложении N 2 к ней.
Основной задачей Программы является переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Программа будет реализована с 2019 года по 1 сентября 2025 года.
Общая стоимость Программы составляет 1 040,41 млн рублей.
Индикаторы оценки результатов основных мероприятий Программы приведены в приложении N 1 к ней.
IV. Перечень муниципальных образований, участвующих в Программе
Перечень муниципальных образований Республики Татарстан, участвующих в Программе, сформирован с учетом следующих условий:
а) муниципальным образованием выполнены условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ;
б) наличие на территории муниципального образования МКД, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Муниципальными образованиями утверждаются муниципальные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основании данных, внесенных в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: reformagkh.ru.
В реализации Программы участвуют следующие муниципальные образования:
Агрызский муниципальный район, Актанышский муниципальный район, Арский муниципальный район, Балтасинский муниципальный район, Елабужский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район, Кукморский муниципальный район, Мензелинский муниципальный район, Сабинский муниципальный район, Чистопольский муниципальный район, муниципальное образование г. Казани.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из МКД, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других МКД, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из МКД при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
При определении количества МКД, вошедших в этапы переселения, учтены вышеуказанные критерии и лимиты финансирования этапов переселения.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет средств Фонда и бюджета Республики Татарстан. Общие расходы на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1 040,41 млн рублей, в том числе средства:
Фонда - 787,25 млн рублей (доля составляет 75,7 процента);
Республики Татарстан - 253,16 млн рублей (доля составляет 24,3 процента).
Объем средств финансирования Программы определяется в соответствии с перечнем МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включенных в Программу, размером планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, и размером планируемой выкупной цены за один квадратный метр общей площади изымаемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан (юридических лиц), в аварийных МКД, включенных в Программу, а также способами переселения граждан согласно приложению N 3 к Программе.
Распределение средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы приведено в приложении N 4 к Программе.
Размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется муниципальным образованием, на территории которого расположен аварийный МКД, с учетом факторов, перечисленных в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При возникновении спора о размере возмещения за изымаемое жилое помещение рыночная стоимость жилого помещения устанавливается по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При реализации Программы выкупная стоимость может изменяться в соответствии с соглашением сторон, заключаемым между муниципальными образованием и собственником аварийного жилого помещения, либо по решению суда в случае изъятия имущества для муниципальных нужд в судебном порядке при несогласии собственника с условиями Программы.
Принимая во внимание сложившуюся в г. Казани судебную практику о предоставлении собственникам жилых помещений аварийного жилищного фонда других благоустроенных жилых помещений, а также учитывая высокую стоимость выкупа аварийного жилья у собственников в г. Казани, в целях экономии бюджетных средств по г. Казани запланировано предоставлять собственникам аварийного жилья с их согласия другие благоустроенные жилые помещения по соглашению сторон с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые жилые помещения.
Нанимателям жилых помещений аварийного жилищного фонда предоставляются жилые помещения в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации во всех муниципальных образованиях.
Размер планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых в соответствии с Программой, составляет:
по этапу 2019 года - 41,0 тыс. рублей;
по этапу 2020 года - 42,0 тыс. рублей;
по этапу 2021 года - 43,0 тыс. рублей;
по этапу 2022 года - 44,0 тыс. рублей;
по этапу 2023 года - 45,0 тыс. рублей;
по этапу 2024 года - 46,0 тыс. рублей.
Указанные цены приняты предварительно и могут измениться по итогам электронного аукциона на приобретение помещений для муниципальных нужд.
Требования к приобретаемым жилым помещениям приведены в приложении N 6 к Программе.
Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета Республики Татарстан, расходуются исключительно на:
приобретение у застройщиков жилых помещений в МКД (в том числе в МКД, строительство которых не завершено, включая МКД, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - дома блокированной застройки), и (или) на строительство таких домов;
выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 185-ФЗ, возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
приобретение в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 185-ФЗ, жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.