1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой и обращением (предложением, заявлением, иной информацией, касающейся нарушения прав и свобод граждан) в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2023 года Законом Московской области от 28 марта 2023 года N 42/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Принятие к рассмотрению и рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Московской области N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан".
3. Получив обращение, Уполномоченный имеет право:
1) рассмотреть обращение по существу;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) направить обращение на рассмотрение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, действующий на территории Московской области, орган государственной власти или иной государственный орган Московской области (кроме Московской областной Думы) (далее - государственный орган), орган местного самоуправления, иной муниципальный орган муниципального образования Московской области, предусмотренный уставом муниципального образования Московской области и обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, (далее - муниципальный орган) или иной орган, должностному лицу, к компетенции которого относится рассмотрение обращения.
4. Принятие к рассмотрению и рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", настоящим Законом и порядком, установленным Уполномоченным.
5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) государственных органов, муниципальных органов, организаций, действующих на территории Московской области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 марта 2023 года Законом Московской области от 28 марта 2023 года N 42/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) государственных органов, муниципальных органов, организаций, нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
7. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
8. В случае получения жалобы Уполномоченный:
1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;
2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
9. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.
10. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.