ПНСТ 458-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

ВНЕШНИЕ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТИ

Общие требования

Intelligent transport systems. External hazard detection and notification systems. Basic requirements



ОКС 43.040.15

Срок действия с 2021-06-01
до 2024-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2020 г. N 72-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 18682:2016* "Интеллектуальные транспортные системы. Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности. Общие требования" (ISO 18682:2016 "Intelligent transport systems - External hazard detection and notification systems - Basic requirements", NEQ)

_________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.  

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и/или в в* Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

___________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.    

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности распознают состояние автомобиля и окружающую его среду, используя бортовое дистанционное зондирование или совместную работу посредством взаимосвязи между инфраструктурой и автомобилем (И-А) или между автомобилями (А-А), и предупреждают или информируют водителя о внешних опасностях.

В настоящем стандарте рассмотрен ряд функций, таких как медленная индикация автомобиля, предупреждение об опасности столкновения, помощь при смене полосы движения, предупреждение о стоп-сигналах и помощь при пересечении перекрестков, а также приведены общие требования к нескольким внешним системам обнаружения и предупреждения об опасности. Область применения ISO/TC 204 должна содействовать положительному опыту использования систем предупреждения водителя и контроля автомобиля/дорожного движения.

Настоящий стандарт предназначен для определения тех требований, которые основаны на базовых принципах обнаружения внешней опасности и системы предупреждения и являются общими требованиями в аналогичных системах, таких как системы безопасности на передвижных устройствах и системах, перечисленных в ISO/TC 204. Настоящий стандарт будет использоваться при разработке различных систем в будущем. Предполагается, что он обеспечит единообразие и эффективность, а также на его основе будут созданы системы, которые уменьшат вероятность путаницы при возникновении опасных ситуаций.

Для более четкого понимания основных требований, перечисленных в настоящем стандарте, примеры формул представлены как справочные элементы, а примеры опасных ситуаций приведены в качестве справочной информации в приложении А.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основные требования, предъявляемые к системам для направления уведомлений, таких как предупреждение и информационные сообщения, для предоставления информации об опасности водителю.

Требования включают в себя принцип предупреждения, время предупреждения, расстояние предупреждения и информационные элементы, которые должны быть включены в сообщения.

Примечания

1 Методы реализации таких функций, как обнаружение опасных состояний, связь и презентация для водителей, не указаны в настоящем стандарте.

2 Формулы, приведенные в разделе 4, и расчет конкретной продолжительности времени или расстояния, представленные в приложении А, являются не нормативными, а справочными элементами.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 предупреждение об опасности: Информация, которая предоставляется водителю автомобиля для предупреждения о возникновении внешних опасностей.

2.2 предупреждение: Тип предупреждения об опасности (2.1), требующий немедленных действий во избежание внешней опасности.

2.3 информационное сообщение: Тип предупреждения об опасности (2.1), который информирует водителя автомобиля о возникновении внешней потенциальной опасности в ближайшем будущем.

2.4 опасное состояние: Внешние условия, сопряженные с риском возникновения аварий или столкновений.

2.5 безопасное состояние: Состояние автомобиля, которое достигается после избегания опасного состояния (2.4).

     3 Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности

     3.1 Общие положения


С помощью внешних систем обнаружения и предупреждения об опасности идентифицируют различные опасные ситуации, которые происходят в настоящее время, могут произойти в ближайшее время или потенциально опасные, для того чтобы предупредить водителя, направляя предупреждение и/или сообщение о необходимости быстро изменить направление движения и скорость во избежание попадания в такие ситуации.

     3.2 Категории предупреждений об опасности


Предупреждения об опасности подразделяют на две категории в соответствии с ожидаемой реакцией водителя автомобиля (см. 3.2.1, 3.2.2).

3.2.1 Предупреждения

Системы обнаруживают реальную опасность, оценивают необходимость совершения уклоняющего маневра и предупреждают водителя автомобиля для принятия им соответствующих мер. Предполагается, что водитель принимает решение о выполнении маневра в сжатые сроки.

3.2.2 Информационные сообщения

Системы обнаруживают потенциальную опасность и оценивают вероятность ее сохранения, в связи с чем водитель автомобиля должен будет выполнить определенное действие по его предотвращению. Затем система информирует водителя о потенциальной опасности. Предполагается, что водитель подготовится к избеганию потенциальной опасности в максимально сжатые сроки.

     3.3 Типы внешних систем обнаружения и предупреждения об опасности


Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности собирают информацию об опасной ситуации, поступающую из различных источников, и оценивают ее характер для информирования водителей посредством направления предупреждения об опасности.

Внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности подразделяют на два типа в зависимости оттого, каким образом информация получена (см. 3.3.1, 3.3.2).

3.3.1 Автономные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (автономного типа)

Автономные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности оценивают ситуацию, используя полученную информацию исключительно на борту автомобиля, и уведомляют водителя о возникшей опасности.

3.3.2 Кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (кооперативного типа)

Кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности оценивают ситуацию, используя полученную информацию от внешних систем, таких как инфраструктура или другие автомобили, через беспроводную связь, и уведомляют водителя о возникшей опасности.

Примечание - Взаимодействующие внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности могут также использовать информацию о движении автомобиля, такую как скорость и местоположение автомобиля.

Кооперативный тип включает в себя два типа систем:

а) инфраструктурно-автомобильные кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (И-А кооперативного типа), которые проводят оценку ситуации на основе данных своего автомобиля и инфраструктуры и направляют предупреждения водителю о возникшей опасности;

б) автомобиль - автомобиль кооперативные внешние системы обнаружения и предупреждения об опасности (А-А кооперативного типа), которые проводят оценку ситуации на основе данных своего автомобиля и других автомобилей и направляют предупреждения водителю о возникшей опасности.

Примечание - Могут быть системы, которые используют информацию как от инфраструктуры, так и от других автомобилей.

Типы внешних систем обнаружения и предупреждения об опасности, функционирующие в качестве источников информации, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Типы внешних систем обнаружения и предупреждения об опасностях, которые функционируют как источники информации

Прямой источник информации. Тип

Собственный автомобиль

Инфра-
структура

Другой автомобиль

Автономный тип

X

-

-

Кооперативный тип

а) И-А кооперативного типа

X

X

-

б) А-А кооперативного типа

X

-

X

Информация об автомобиле, такая как скорость, ускорение/замедление и местоположение, может быть использована независимо от типа системы.

Могут существовать кооперативные системы, которые используют информацию как от инфраструктуры, так и от других автомобилей.



     3.4 Функциональная конфигурация

3.4.1 Основы функциональной конфигурации

Системы, описанные в настоящем стандарте, включают в себя следующие необходимые функциональные блоки:

а) функциональный блок обнаружения;

б) функциональный блок оценки;

в) функциональный блок интерфейса человек - машина (ИЧМ).

Примечания

1 Место назначается каждой функции и зависит от конструкции системы. Например, уведомление водителя через ИЧМ может быть оценено устройствами в инфраструктуре или в собственном автомобиле. Кроме того, на рынке представлены системы, в которых оценка или решение выполнены инфраструктурными системами, пример такой системы описан в А.2 приложения А.

Когда опасные условия обнаруживаются системами за пределами автомобиля и передаются в автомобиль через беспроводную связь, добавляются функциональные блоки связи.

2 Передача информации между устройствами в одном месте (например, между устройствами внутри автомобиля или между устройствами в инфраструктуре) не входит в этот функциональный блок, но входит в следующие функциональные блоки: обнаружения, оценки или ИЧМ.

Конфигурация абстрактного функционального блока показана на рисунке 1.


Примечание - Место расположения функционального блока связи зависит от конструкции системы.

Рисунок 1 - Конфигурация абстрактного функционального блока


Примеры распределения функций приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Пример распределения функций

Тип системы

Инфраструктура

Другой автомобиль

Собственный автомобиль

Автономный тип

-

-

а) Функциональный блок обнаружения;

б) функциональный блок оценки;

в) функциональный блок ИЧМ

И-А кооперативного типа

а) Функциональный блок обнаружения;

г) функциональный блок связи (И-А)

-

г) Функциональный блок связи (И-А);

б) функциональный блок оценки;

в) функциональный блок ИЧМ

А-А кооперативного типа

-

а) Функциональный блок обнаружения;

г) функциональный блок связи (А-А)

г) Функциональный блок связи (А-А);

б) функциональный блок оценки;

в) функциональный блок ИЧМ

Эта функция распределения является примером. Каждая функция может быть выделена в других местах.

Может быть включена ретрансляция связи через инфраструктуру (от А-И к И-А).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».