Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34673.1-2020 Тяговый подвижной состав железнодорожный. Часть 1. Методы контроля электротехнических параметров

     7.1 Соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы тягового подвижного состава при номинальных, граничных и нестационарных значениях напряжения источника питания

7.1.1 Функциональная работоспособность электрических систем и соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы ЭПС должна быть проверена во всем диапазоне питающих напряжений по ГОСТ 6962 или во всем диапазоне напряжений главного генератора (для ГДПС).

7.1.2 Проверку соответствия компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы по напряжению или току при номинальных, граничных и нестационарных значениях напряжения следует проводить прямыми или косвенными измерениями в движении на испытательном полигоне или на линиях железных дорог.

7.1.3 При испытаниях ЭПС следует обеспечить номинальные и граничные значения напряжения на токоприемнике в соответствии с ГОСТ 6962 (для электровозов и электропоездов переменного тока - в режиме тяги при сопротивлении системы электроснабжения до 30 Ом с соответствующим уменьшением мощности) и провести последовательную проверку предусмотренных для ЭПС режимов работы и их чередование.

7.1.4 При испытаниях следует регистрировать токи, напряжения и контролировать скорость движения ЭПС.

7.1.5 Нестационарные значения напряжения на токоприемнике следует обеспечить путем скачкообразного увеличения и уменьшения напряжения в тяговой сети внутри пределов уровней, указанных в ГОСТ 6962. Значение изменения напряжения следует определить экспертно из условия необходимости приведения системы управления ЭПС в режим отработки изменения напряжения и восстановления режима работы, предшествующего изменению напряжения. Обоснование выбора значения изменения напряжения (нестационарные значения) необходимо приводить в экспертном заключении.

7.1.6 На ЭПС необходимо экспериментально проверить работу электрооборудования при имитации отрывов токоприемника и при воздействии кратковременных перенапряжений, вызванных работой коммутационных аппаратов ТПС и тяговой подстанции. Экспериментальную проверку искрения полоза токоприемника следует проводить в соответствии с ГОСТ 32793-2014 (подраздел 5.3).

7.1.7 Кроме вышеперечисленного, испытания должны включать:

- экспериментальную проверку правильности регистрации устройствами диагностики отказов элементов электрооборудования, создаваемых искусственным путем;

- экспериментальную оценку работоспособности при кратковременном исчезновении и скачках напряжения тяговой сети.

7.1.8 При испытаниях ГДПС с электрической тяговой передачей проверку соответствия компонентов тягового электрооборудования режимам работы по напряжению или току при номинальных, граничных значениях напряжения следует проводить в процессе поездных испытаний; допускается часть экспериментов, когда не проверяется работа ТД, провести при нагружении силовой установки на нагрузочное устройство. При этом должна быть проверена работа тягового оборудования при максимальном значении напряжения как при штатной работе системы возбуждения тягового генератора и при его аварийном возбуждении (если это предусмотрено), а также проверено соответствие значения длительного тока длительной скорости движения автономного МВПС.

7.1.9 При наличии штатных средств отключения тяговых электродвигателей для этих же режимов должна быть выполнена проверка работы электродвигателей при отключении одного из них. Максимальные значения измеренных напряжений и токов элементов тягового электрооборудования не должны превышать нормативных значений.

7.1.10 Усредненное значение диаметра колесной пары по кругу катания должно быть определено методом подсчета числа оборотов колесной пары на измеренном участке пути экспериментального полигона, соответствующего нормативным документам государств, принявших настоящий стандарт, с нормированными характеристиками погрешности в соответствии с таблицей 2. Допускается измерять диаметр колесной пары с использованием СИ утвержденного типа.

________________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57076-2016 "Полигоны испытательные для железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Технические требования".

7.1.11 В буксовых узлах колесных пар, которые используются для определения характеристик и показателей ТПС, должны быть размещены импульсные датчики частоты вращения с числом импульсов от 24 до 300 за один оборот колеса.

7.1.12 Допускается использовать импульсные датчики, входящие в комплект оборудования ТПС, установленные в буксовых узлах, на валу ТД или в тяговом редукторе, а также иные СИ линейной и/или угловой скорости. В этом случае оценка соответствия датчиков установленным требованиям должна быть выполнена до начала испытаний в соответствии с методикой поверки ИС.

7.1.13 При использовании метода подсчета числа оборотов колеса на прямом мерном участке пути ТПС должен проехать мерный участок пути длиной , м, при средней скорости на участке не более 50 км/ч и с поддержанием установившейся скорости движения без пробуксовок. При этом следует проводить подсчет числа оборотов соответствующей колесной пары .

7.1.14 При использовании метода подсчета числа оборотов колеса на мерном участке пути усредненное значение диаметра колесной пары по кругу катания вычисляют диаметр , мм, по формуле

.                                                             (7.1)


Оценивание погрешности косвенных измерений следует проводить по [2], при этом погрешность измерения диаметра колесной пары допускается принимать равной погрешности измерения длины мерного участка пути.

7.1.15 Экспериментальное определение распределения нагрузок в режимах тяги и электродинамического торможения для ЭПС следует осуществлять следующим образом.

В заданных режимах тяги или электродинамического торможения следует обеспечить стационарные режимы и посредством ИВК осуществить от 20 до 50 вводов синхронных массивов мгновенных значений напряжения и токов якорей всех коллекторных тяговых двигателей или по одному из фазных токов всех бесколлекторных тяговых двигателей с длительностью непрерывного цикла каждого ввода от 60 до 100 мс для коллекторных тяговых двигателей и от 1000 до 1500 мс для бесколлекторных тяговых двигателей. Кроме этого, синхронно с каждым вводом массива должно производиться измерение скорости движения по сигналу буксового датчика вагона-лаборатории, а также контроль скольжения колесных пар для определения наличия боксования или юза. Для коллекторных ТД на электровозах постоянного тока средние токи на "СП"-соединении определяют по секциям.

Для коллекторных тяговых двигателей следует определить средние токи по якорям каждого тягового двигателя. Из всех токов якорей должны быть выбраны наибольшее и наименьшее значения и . Относительное отклонение , %, указанных величин от вычисляют по формуле

.                                             (7.2)


Для бесколлекторных тяговых двигателей вычисляют действующие значения фазных токов , А

,                                                               (7.3)