ГОСТ 32793-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОКОСЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Номенклатура показателей качества и методы их определения
Current collection by electric rolling stock current collector. The nomenclature of current collection quality indicators and method of its calculation
МКС 29.280
ОКП 318533
Дата введения 2015-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25.06.2014 г. N 45-2014)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минторгэкономразвития |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 октября 2014 г. N 1288-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32793-2014 веден в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на испытания железнодорожной контактной сети, токоприемников железнодорожного электроподвижного состава и железнодорожной системы токосъема на соответствие стандартам, устанавливающим требования к характеристикам железнодорожной контактной сети, токоприемникам железнодорожного электроподвижного состава и железнодорожной системе токосъема в части качества токосъема.
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества токосъема (далее - показатели) при взаимодействии токоприемника железнодорожного электроподвижного состава (далее - токоприемник) и железнодорожной контактной сети и методы их определения.
Настоящий стандарт может быть также применен при оценке качества контактной сети и/или токоприемников при проведении испытаний.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия.
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения.
ГОСТ 28836-90 Датчики силоизмерительные тензорезисторные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 32895-2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 19350 и ГОСТ 32895, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вставки: Токосъемные элементы, обеспечивающие контакт с контактным проводом.
3.1.2 верхний узел токоприемника: Устройство, закрепленное на верхней раме токоприемника, являющееся его частью и включающее в себя полоз(ы) и каретку(и).
3.1.3 допустимый длительный ток в движении: Наибольший ток, протекающий через токоприемник при движении в течение 20 мин, при котором нагревы элементов токоприемника не превышают допустимых температур.
3.1.4 железнодорожный электроподвижной состав; ЭПС: Электровозы и электропоезда с питанием от железнодорожной контактной сети.
3.1.5 искрение: Процесс искро- и дугообразования, вызванный физическими процессами, протекающими в точке электрического контакта токоприемника с контактным(ыми) проводом(ами).
3.1.6 каретка: Устройство для крепления полоза на верхней раме токоприемника, включающее в себя неподвижную (относительно верхней рамы) и подвижную части, соединенные упругим элементом.
3.1.7
качество токосъема (токоприемником железнодорожного электроподвижного состава): Характеристика процессов взаимодействия токоприемника с контактным проводом контактной подвески и передачи тока через точки взаимодействия. [ГОСТ 32895-2014, статья 46] |
3.1.8
(железнодорожная) контактная подвеска: Провод или система проводов железнодорожной контактной сети, обеспечивающие токосъем токоприемниками электроподвижного состава. [ГОСТ 32895-2014, статья 64] |
3.1.9
(железнодорожная) контактная сеть: Часть железнодорожной тяговой сети, предназначенная для передачи электроэнергии электроподвижному составу. [ГОСТ 32895-2014, статья 42] |
3.1.10 контактное нажатие (токоприемника на контактный провод, мгновенное значение): Механическая сила в перпендикулярном направлении к полозу, действующая со стороны токоприемника на контактный(е) провод(а).
3.1.11 показатели (качества токосъема): Физические характеристики токосъема, численно оценивающие качество токосъема.
3.1.12 полоз: Часть токоприемника, образуемая каркасом, вставками и крепящими деталями.
3.1.13 система токосъема (железнодорожная): Технические средства - контактная сеть и токоприемники, участвующие в процессе токосъема.
3.1.14
токоприемник: Тяговый электрический аппарат, предназначенный для создания электрического контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью. [ГОСТ 19350-74, статья 13] |
3.1.15
токосъем (токоприемником железнодорожного электроподвижного состава - ЭПС): Процесс передачи электрической энергии от контактного провода (контактных проводов) через скользящий контакт к токоприемнику электроподвижного состава. [ГОСТ 32895-2014, статья 45] |
Обозначения, используемые в настоящем стандарте:
F - мгновенное значение контактного нажатия в точке j, Н;
i - номер датчика;
k - число датчиков силы;
F - сила, измеренная датчиком силы номер i, Н;