БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ПНСТ 459-2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

КООПЕРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Глобальная уникальная идентификация

Intelligent transport systems. Cooperative systems. Globally unique identification



ОКС 35.240

Срок действия с 2021-06-01
до 2024-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2020 г. N 73-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 17419:2018* "Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные системы. Глобально-уникальная идентификация" (ISO 17419:2018, "Intelligent transport systems - Cooperative systems - Globally unique identification", NEQ)

__________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125319 Москва, Ленинградский проспект, 64 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Классификация и управление приложениями интеллектуальных транспортных систем в глобальном контексте охватывают не только сами приложения, но и элементы среды, в которой создаются экземпляры приложений.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) предоставляют пользователям услуги путем выполнения ИТС-приложений, которые, как правило, требуют взаимодействия между приложениями станций ИТС, зарегистрированных в блоках станций. Коммуникации включают сообщения, предназначенные для ИТС-приложений, и сообщения из наборов сообщений ИТС.

Класс ИТС-приложений объединяет приложения, предоставляющие один и тот же тип услуг, например электронный сбор платежей, но функционирующие в различных конфигурациях. Перед началом конфигурирования услуги согласовывается применимый контекст. Определение классов ИТС-приложений основано на концепции приложений, описывающих технологию выделенной связи ближнего действия (Dedicated short-range communications, DSRC), - радиосвязь ближнего действия в транспортной среде, одного из важнейших компонентов интеллектуальных транспортных систем.

Наборы сообщений ИТС однозначно идентифицируются зарегистрированным идентификатором.

Глобальная уникальная идентификация обеспечивается на основе использования абстрактной синтаксической нотации версии 1 (Abstract Syntax Notation One, ASN.1). Определение данных, классификации и описания кооперативных ИТС (далее - КИТС) ASN.1 обеспечивает максимальную функциональную совместимость и соответствие действующим стандартам в секторе ИТС.

В настоящем стандарте:

- описаны и определены глобально уникальные адреса и идентификаторы (идентификаторы объектов станций ИТС), которые являются внутренними и внешними на станции ИТС и используются для управления станции ИТС;

- описано, каким образом идентификаторы объекта станции ИТС и соответствующие технические параметры используются для классификации, регистрации и управления ИТС-приложениями и классами ИТС-приложений;

- продемонстрировано, как идентификаторы объекта станций ИТС используются в стеке протокола связи ИТС;

- представлена организационная структура для регистрации и управления объектами станций ИТС;

- определены и установлены процедуры управления на высоком функциональном уровне;

- определен модуль ASN.1 для идентификаторов, адресов и записей реестра, перечисленных в настоящем стандарте, и для словаря данных КИТС, содержащего определения типа ASN.1.

Настоящий стандарт обеспечивает основу для глобальной уникальной идентификации КИТС. Определения в настоящем стандарте приведены в [1]-[3].

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

Настоящий стандарт определяет общие направления классификации и глобальной уникальной идентификации кооперативных систем в составе интеллектуальных транспортных систем.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авторизация: Рекомендация о том, что конкретное поведение не должно быть предотвращено.

3.2 приложения интеллектуальных транспортных систем: Создание службы интеллектуальных транспортных систем, которая включает в себя объединение двух или более взаимодополняющих процессов приложений интеллектуальных транспортных систем.

3.3 приложение интеллектуальных транспортных систем: Приложение, разработанное для эксплуатации в различных контекстах, включающих переговоры в реальном времени.

3.4 идентификатор приложения интеллектуальных транспортных систем: Глобально уникальный регистрационный номер, идентифицирующий объект приложения интеллектуальных транспортных систем.

3.5 объект приложения интеллектуальных транспортных систем: Приложение интеллектуальных транспортных систем или класс приложения интеллектуальных транспортных систем.

3.6 сообщение интеллектуальных транспортных систем: Сообщение, предназначенное для задач интеллектуальных транспортных систем.

3.7 набор сообщений интеллектуальных транспортных систем: Одно или несколько однозначно идентифицированных сообщений.

3.8 идентификатор набора сообщений интеллектуальных транспортных систем: Глобально уникальный зарегистрированный идентификатор набора сообщений интеллектуальных транспортных систем.

3.9 идентификатор стека протоколов интеллектуальных транспортных систем: Глобально уникальный зарегистрированный идентификатор непараметризованного стека протоколов связи.

3.10 орган регистрации интеллектуальных транспортных систем: Организация, уполномоченная регистрировать идентификаторы объектов станций интеллектуальных транспортных систем.

3.11 сервис интеллектуальных транспортных систем: Функциональные возможности, предоставляемые пользователям интеллектуальных транспортных систем, предназначенных для повышения безопасности, устойчивости, эффективности и комфорта.

3.12 доверенный центр интеллектуальных транспортных систем: Предприятие, уполномоченное выдавать учетные данные безопасности объекта станций интеллектуальных транспортных систем.

3.13 процесс приложения станции интеллектуальных транспортных систем: Элемент в станции интеллектуальных транспортных систем, который выполняет обработку информации для конкретного применения и может использовать услуги станции интеллектуальных транспортных систем для передачи и записи.

3.14 конфигурирование процесса применения станции интеллектуальных транспортных систем: Функциональные возможности станции интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающие процессы приложений для загрузки и установки в другие станции интеллектуальных транспортных систем.

3.15 протокол связи станции интеллектуальных транспортных систем: Протокол, используемый в стеке протоколов связи станции интеллектуальных транспортных систем.

3.16 стек протоколов связи станции интеллектуальных транспортных систем: Согласованный набор протоколов связи станции интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих взаимосвязь между станциями интеллектуальных транспортных систем связи и другими узлами, которые могут быть идентифицированы.

3.17 центр управления конфигурацией станции связи интеллектуальных транспортных систем: Объект, который сохраняет информацию о возможностях станции связи интеллектуальных транспортных систем, состоянии объектов, разрешаемых на станции связи интеллектуальных транспортных систем, а также поддерживает управление и обновление конфигурации.

3.18 объект станции интеллектуальных транспортных систем: Объект, используемый в интеллектуальных транспортных системах, связанных с управлением станции интеллектуальных транспортных систем, для ввода которого может потребоваться глобальный уникальный идентификатор.

3.19 идентификатор объекта станции связи интеллектуальных транспортных систем: Объект, идентифицирующий объект станции интеллектуальных транспортных систем.

3.20 владелец объекта станции интеллектуальных транспортных систем: Организация, ответственная за спецификацию (проектирование), техническое обслуживание и регистрацию объекта интеллектуальных транспортных систем.

3.21 обслуживание станции интеллектуальных транспортных систем: Функции связи станции интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающие возможность подключения к другим узлам.

3.22 блок станции интеллектуальных транспортных систем: Создание станции интеллектуальных транспортных систем.

3.23 регистрирующий орган: Организация или автоматизированное средство, которые выполняют регистрацию одного или нескольких объектов интеллектуальных транспортных систем.

     4 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИТС - интеллектуальная транспортная система;

станция ИТС - станция интеллектуальной транспортной системы;

CEN - Европейский комитет по стандартизации;

BSMD - ограниченный защищенный управляемый домен;

ASN.1 - абстрактная синтаксическая нотация версии 1 (Abstract Syntax Notation One);

ETSI - Европейский институт телекоммуникационных стандартов;

IEEE - Институт инженеров электротехники и электроники;

PKI - инфраструктура открытых ключей (Public Key Infrastructure);

API - программный интерфейс приложения, интерфейс прикладного программирования (application programming interface).

     5 Вопросы управления

5.1 Общие сведения

В настоящем стандарте управление приложением относится к внутренним и внешним объектам и процедурам на тех платформах, на которых установлены приложения, используемые для обеспечения эффективности и подлинности этих заявлений и платформ. Платформы в данном контексте являются станцией связи ИТС, заявления - процессами станций ИТС-приложений. Процедуры управления приложениями включают протоколы для обмена информацией между различными предприятиями, вовлеченными в управление приложением, и такие процедуры представлены в настоящем стандарте на функциональном уровне. Эти процедуры следует использовать для поручения и подтверждения применения предприятиями станций ИТС-приложений по коммуникационным сетям (см. 5.2).

В таблице 1 перечислены субъекты, связанные с управлением ИТС-приложениями, и их роли.

Таблица 1 - Субъекты и их роль

Субъект

Роль

Объект стации ИТС

Предприятие, использующее ИТС, связанное с управлением станции ИТС, которое может быть идентифицировано глобальным уникальным идентификатором.

Пример - Объекты ИТС-приложений, наборы ИТС-сообщений, протоколы связи станций ИТС, блоки станции ИТС, коммуникационные блоки станции ИТС

Владелец объекта станции ИТС

Организация, которая отвечает за спецификацию (проектирование), техническое обслуживание и регистрацию объектов станции ИТС.

Пример - Организации по разработке стандартов, отраслевые группы по узким вопросам

Объект ИТС-приложений

Организация, предоставляющая пользователю ИТС-услуги.

Пример - ИТС-приложения и классы ИТС-приложений

Набор ИТС-сообщений

Набор ИТС-сообщений, предназначенных для ИТС

Протокол связи станции ИТС

Протокол, используемый в стеке протоколов связи станции ИТС

Блок станции ИТС

Блок физического экземпляра станции ИТС. Блок станции ИТС может состоять из одного блока или нескольких станций связи ИТС, соединенный через станционную внутреннюю сеть ИТС

Пользователь блока связи станции ИТС (станция связи ИТС)

Пользователь физической единицы, устанавливаемой в блок станции ИТС, содержащей часть или все функциональные возможности станций ИТС

Производитель оборудования станций ИТС

Производитель блока станций ИТС или связи станций ИТС

Разработчик процессов приложения станции ИТС

Разработчик (изготовитель) процессов станций ИТС-приложения для использования в блоке станций ИТС

Станция связи ИТС, центр управления конфигурациями

Предприятие, предлагающее процессы станций ИТС-приложения для загрузки к станции связи ИТС

Центр сертификации (сертификационная лаборатория)

Предприятие, отвечающее за проверку внедрения связи станции ИТС, протоколов связи станции ИТС и заявления станции ИТС, обрабатывает процесс соблюдения стандартов или спецификаций, определенных в выпуске ИТС

Регистрирующий орган ИТС

Предприятие, отвечающее за регистрацию объектов станций ИТС, ссылающихся на глобальные уникальные идентификаторы

Доверенный центр ИТС

Объект, ответственный за предоставление учетных данных безопасности объекта станций ИТС, таких как ключи и сертификаты для аппаратного и программного обеспечения

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».