Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р ИСО 26262-2-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Часть 2

Менеджмент функциональной безопасности

Road vehicles. Functional safety. Part 2. Management of functional safety



ОКС 43.040.10

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2020 г. N 851-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26262-2:2018* "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 2. Менеджмент функциональной безопасности" (ISO 26262-2:2018 "Road vehicles - Functional safety - Part 2: Management of functional safety", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 26262-2-2014

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и предназначен для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.

Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.

Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.

С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Комплекс стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.

Для достижения функциональной безопасности комплекс стандартов ИСО 26262 устанавливает:

a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);

b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];

c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;

d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;

e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.

Комплекс стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого можно использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).

На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.

Вопросы безопасности тесно связаны с опытно-конструкторскими работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся опытно-конструкторских работ и их результатов.

На рисунке 1 показана общая структура комплекса стандартов ИСО 26262. В нем для различных стадий разработки изделия используется эталонная V-модель процесса. На рисунке 1:

- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;

- для мотоциклов:

ИСО 26262-12:2018, раздел 8, соответствует требованиям ИСО 26262-3;

ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10, соответствуют требованиям ИСО 26262-4;

- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.

Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.

Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262



     1 Область применения


Настоящий стандарт применяется к системам, связанным с безопасностью, включающим в себя одну или несколько Э/Э систем, которые установлены в серийно производимые дорожные транспортные средства, исключая мопеды. Настоящий стандарт не применяется для уникальных Э/Э систем транспортных средств специального назначения, таких как Э/Э системы, предназначенные для водителей с ограниченными возможностями.

Примечание - Существуют другие стандарты по безопасности для специального применения, которые могут дополнить комплекс стандартов ИСО 26262 либо включают комплекс стандартов ИСО 26262.

Системы и их компоненты, находящиеся в производстве или на стадии разработки до даты публикации настоящего стандарта, не входят в его область применения. Настоящий стандарт распространяется на изменения к существующим системам и их компонентам, запущенным в производство до публикации настоящего документа, корректируя жизненный цикл системы безопасности в зависимости от конкретного изменения. Настоящий стандарт распространяется на интеграцию существующих систем, разработанных не в соответствии с настоящим стандартом, и систем, разработанных в соответствии с настоящим стандартом, при корректировке жизненного цикла системы безопасности.

Настоящий стандарт рассматривает возможные опасности, вызванные некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью, а также некорректным взаимодействием этих систем. Настоящий стандарт не рассматривает опасности, связанные с поражением электрическим током, возгоранием, задымлением, перегревом, излучением, токсичностью, воспламеняемостью, химической активностью, коррозией и подобными опасностями, если они непосредственно не вызваны некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью.

Настоящий стандарт описывает методологию функциональной безопасности, обеспечивающую разработку Э/Э систем, связанных с безопасностью. Эта методология предназначена для интеграции действий по функциональной безопасности в определенную для компании дисциплину разработки. Некоторые требования имеют ясную техническую направленность на обеспечение функциональной безопасности изделия; другие связаны с процессом разработки и поэтому могут рассматриваться как требования к процессу, чтобы продемонстрировать способность организации реализовать методологию функциональной безопасности.

Настоящий стандарт не рассматривает номинальные характеристики Э/Э систем.

Настоящий стандарт устанавливает требования к менеджменту функциональной безопасности для применения к автомобильным транспортным средствам, в том числе следующие:

- независимые от проекта требования к участвующим организациям (менеджмент функциональной безопасности в целом) и

- связанные с проектом требования к управлению действиями в процессе жизненного цикла системы безопасности, т.е. менеджмент на стадиях формирования концепции и разработки изделия (на уровнях системы, аппаратных средств и программного обеспечения), а также производства, эксплуатации, обслуживания и вывода из эксплуатации.

В приложении A представлен обзор целей, предпосылок и результатов работы, рассмотренных в настоящем стандарте.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему):

ISO 26262-1:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 1: Vocabulary (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Словарь)

ISO 26262-3:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 3: Concept phase (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 3. Стадия формирования концепции)

ISO 26262-4:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 4: Product development at the system level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 4. Разработка изделия на уровне системы)

ISO 26262-5:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 5: Product development at the hardware level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 5. Разработка технических средств изделия)

ISO 26262-6:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 6: Product development at the software level (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 6. Разработка программного обеспечения изделия)

ISO 26262-7:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 7: Production, operation, service and decommissioning (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 7. Производство, эксплуатация, обслуживание и вывод из эксплуатации)

ISO 26262-8:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 8: Supporting processes (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 8. Вспомогательные процессы)

ISO 26262-9:2018, Road vehicles - Functional safety - Part 9: Automotive safety integrity level (ASIL)-oriented and safety-oriented analyses (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 9. Анализ уровня полноты безопасности транспортного средства и анализ безопасности транспортного средства)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 26262-1.

ИСО и МЭК для применения в стандартизации поддерживают терминологические базы данных:

- IEC Electropedia: доступна по адресу: http://www.electropedia.org/;

- ИСО онлайн-платформа: доступна по адресу: https://www.iso.org/obp.

     4 Требования соответствия настоящему стандарту

     4.1 Цель


Настоящий раздел описывает, как:

a) достигнуть соответствия с требованиями комплекса стандартов ИСО 26262;

b) интерпретировать таблицы, используемые в комплексе стандартов ИСО 26262;

c) интерпретировать применимость каждого раздела в зависимости от соответствующего значения УПБТС.

     4.2 Общие требования


Для соответствия комплексу стандартов ИСО 26262 должно быть выполнено каждое его требование, если для этого требования не выполняется одно из следующих условий:

a) в соответствии с настоящим стандартом предусмотрена корректировка действий по обеспечению безопасности, поэтому данное требование не применяется,

b) существует обоснование того, что несоблюдение данного требования допустимо, а также показано соответствие этого обоснования настоящему стандарту.

Справочная информация, включая примечания и примеры, должна использоваться только для понимания или для уточнения соответствующего требования и не должна толковаться как самостоятельное требование или быть для него полной или исчерпывающей.

Результаты действий по обеспечению безопасности представлены как результаты работы. В пунктах "Предварительные требования" перечисляется информация, которая должна быть доступна как результат работы предыдущей стадии. Так как некоторые требования разделов настоящего стандарта зависят от УПБТС или могут быть скорректированы, то некоторые результаты работы в качестве предварительных условий могут не понадобиться.

В пунктах "Дополнительная информация" содержится информация, которую можно учитывать, но в некоторых случаях настоящий стандарт не требует, чтобы она была результатом работы предыдущей стадии. Такая информация может быть доступна из внешних источников, от лиц или организаций, которые не несут ответственность за деятельность по обеспечению функциональной безопасности.

     4.3 Интерпретация таблиц


В настоящем стандарте использованы нормативные или справочные таблицы в зависимости от их контекста. Перечисленные в таблице различные методы вносят вклад в уровень уверенности в достижении соответствия рассматриваемому требованию. Каждый метод в таблице включен либо:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».