Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55224-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕМЕНТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Технические условия

Cements for transport construction. Specifications



ОКС 91.100.10

Дата введения 2021-07-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией членов в области промышленности строительных материалов "Научно-исследовательский институт промышленности строительных материалов" (Ассоциация НИИ ПСМ) и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Цемискон" (ООО "Фирма "Цемискон")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 144 "Строительные материалы и изделия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 октября 2020 г. N 804-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 55224-2012

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2021 год, введенная в действие с 08.10.2021; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 10.12.2021

Поправки внесены изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на цементы, изготавливаемые на основе портландцементного клинкера нормированного состава и применяемые в транспортном строительстве для изготовления бетонов аэродромных покрытий, мостовых конструкций, железобетонных изделий, в том числе железобетонных труб, шпал, опор линий электропередачи, бордюрного камня и др., для которых специальные требования к минералогическому составу клинкера не предъявляются (далее - цементы), и устанавливает требования к цементам и компонентам их вещественного состава.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 310.4 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 310.6 Цементы. Метод определения водоотделения

ГОСТ 3476 Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов

ГОСТ 4013 Камень гипсовый и гипсоангидритовый для производства вяжущих материалов. Технические условия

ГОСТ 5382 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа

ГОСТ 10178 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30515-2013 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ 30744 Цементы. Методы испытаний с использованием полифракционного песка

ГОСТ 31108 Цементы общестроительные. Технические условия

ГОСТ Р 51795 Цементы. Методы определения содержания минеральных добавок

ГОСТ Р 56588 Цементы. Метод определения ложного схватывания

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30515.

     4 Классификация

4.1 По назначению цементы для транспортного строительства подразделяют:

- на цемент для бетонов аэродромных покрытий;

- цемент для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций, применяемых в транспортном строительстве.

4.2 Классификация цементов, указанных в 4.1, по типам и классам прочности приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Типы и классы прочности цементов для транспортного строительства

Назначение цемента

Обозначение по назначению

Типы по вещественному составу

Классы прочности

Для бетона аэродромных покрытий

АП

ЦЕМ I, ЦЕМ II/А-Ш*

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для железобетонных изделий и мостовых конструкций

ЖИ

ЦЕМ I, ЦЕМ II/А-Ш*

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

* Содержание доменного гранулированного шлака по ГОСТ 3476 в цементах типа ЦЕМ II/A-Ш должно быть не более 15% суммарной массы основных компонентов цемента.


Примечание - В настоящей таблице для цементов каждого назначения приведены разрешенные к применению типы и классы прочности цементов. В проектной документации указывают конкретный тип и класс прочности цемента из числа указанных в таблице, который должен быть применен при изготовлении бетонных и/или растворных смесей согласно данному проекту.


(Поправка. ИУС N 11-2021).

4.3 Условное обозначение цемента должно включать в себя:

- наименование цемента по ГОСТ 31108;

- обозначение типа и класса прочности цемента в соответствии с таблицей 1;

- обозначение цемента по назначению в соответствии с таблицей 1;

- обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения портландцемента типа ЦЕМ I, класса прочности 42,5Н для бетона аэродромных покрытий АП:

Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н АП ГОСТ Р 55224-2020


В условное обозначение цемента допускается не включать его наименование по ГОСТ 31108, например:

ЦЕМ I 42,5Н АП ГОСТ Р 55224-2020


(Поправка. ИУС N 11-2021).

4.4 Условное обозначение цемента, в котором содержание щелочных оксидов не превышает 0,6% его массы, дополняют словом "низкощелочной" или обозначением "НЩ". Обозначение "НЩ" помещают после обозначения класса прочности цемента.

Пример условного обозначения низкощелочного цемента типа ЦЕМ II/А со шлаком, класса прочности 42,5Б, для бетона аэродромных покрытий АП:

Низкощелочной цемент ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б АП ГОСТР 55224-2020

или

ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б НЩ АП ГОСТ Р 55224-2020



     5 Технические требования


Цементы, применяемые в транспортном строительстве, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

5.1 Вещественный состав цемента конкретного типа с учетом примечания к таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 31108.

5.2 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2; 7 и 28 сут должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108.

Примечание - До отмены ГОСТ 10178 ориентировочное соотношение между марками цемента по ГОСТ 10178 и классами прочности по ГОСТ 31108 допускается определять по приложению А настоящего стандарта.

5.3 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона аэродромных покрытий должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Прочность цементов на растяжение при изгибе

Срок испытаний, сут

Прочность на растяжение при изгибе, МПа, не менее, цемента класса

32,5Н, 32,5Б

42,5Н, 42,5Б

52,5Н, 52,5Б

28

5,5

6,0

6,5

5.4 Удельная поверхность цемента для бетона аэродромных покрытий и цемента для железобетонных изделий и мостовых конструкций при измерении методом Блейна должна быть от 280 до 400 м/кг.

5.5 Начало схватывания цемента для бетона аэродромных покрытий и цемента для железобетонных изделий и мостовых конструкций, в том числе железобетонных труб, должно наступать не ранее 2 ч от начала затворения.

5.6 Цементы для транспортного строительства должны выдерживать испытания на равномерность изменения объема. Расширение цементов не должно превышать 10 мм.

5.7 Содержание щелочных оксидов в пересчете на в цементе для бетона аэродромных покрытий не должно превышать 0,8% массы цемента.

5.8 Водоотделение цемента для бетона аэродромных покрытий и цемента для железобетонных изделий и мостовых конструкций не должно быть более 28%.

5.9 Нормальная густота цемента для бетона аэродромных покрытий не должна превышать 30%.

5.10 Цемент для бетона аэродромных покрытий не должен обладать признаками ложного схватывания.

5.11 Потеря массы при прокаливании цемента для бетона аэродромных покрытий не должна быть более 2%.

5.12 Содержание в цементах, применяемых для транспортного строительства, нерастворимого остатка, оксида серы, оксида магния и иона хлора должно соответствовать требованиям ГОСТ 31108.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs