Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 октября 2020 года N МН-5/4683

О направлении методических рекомендаций



Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России информирует, что во исполнение пункта 6 раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 7 августа 2020 г. N А4-30-640 об обеспечении сохранения прав инвалидов на меры социальной поддержки в условиях пандемии, а также пункта 2.1 приказа Минобрнауки России от 23 марта 2020 г. N 465 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Указанные Методические рекомендации направляются для использования в работе.

Директор Департамента
координации деятельности
организаций высшего образования
Н.С.Трухановская



Приложение



Методические рекомендации по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации



I. Консультационное и информационно-методическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования


Сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - РУМЦ) в условиях перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий организуется работа "горячей линии" для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и работников всех организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (далее - Организации).

В период сложной эпидемиологической ситуации оказание консультационной поддержки осуществляется всеми РУМЦ по вопросам контактной работы обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - студенты с инвалидностью, обучающиеся с инвалидностью) и педагогических работников, а также по использованию различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом нозологий, по телефонам, по электронной почте, путем заполнения онлайн-заявки на интернет-портале поддержки высшего инклюзивного образования (далее - Портал) по адресу:

https:/инклюзивноеобразование.рф/контакты. В приложении N 1* приведены контакты РУМЦ, созданных на базе образовательных организаций высшего образования.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

На Портале обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам, адаптированным для обучающихся с инвалидностью с учетом нозологии, с целью информационно-методического сопровождения представителей Организаций (перечень учебно-методических материалов представлен в приложении N 2*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

II. Рекомендации по обеспечению безопасных условий организации учебного процесса для обучающихся с инвалидностью


В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с целью обеспечения безопасных условий учебного процесса и сохранения здоровья обучающиеся с инвалидностью и/или имеющие хронические заболевания могут временно перейти на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Основанием для перевода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является личное заявление обучающегося или перевод всей учебной группы в установленном Организацией порядке на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

________________

Приложение к приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 545 "О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Перевод на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обучающегося с инвалидностью оформляется локальным нормативным актом Организации.

Организация самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организация самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Вариант перевода обучающихся с инвалидностью на обучение с применением дистанционных образовательных технологий основан на формате смешанного обучения, которое представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии. При смешанном обучении обеспечивается сочетание онлайн и оффлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в образовательном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий взаимодействия всех участников учебного процесса.

Образовательный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени, при этом могут быть реализованы в части организации:

- учебных занятий,

- практик,

- текущего контроля и промежуточной аттестации,

- итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Организация по согласованию с обучающимся с инвалидностью самостоятельно определяет, в какой части обучающийся переводится на дистанционное обучение, в какой - продолжает обучение в традиционной форме. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется индивидуальным графиком учебного процесса.

Смешанное обучение складывается из:

1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;

2) интерактивного взаимодействия, организованного посредством использования компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных онлайн ресурсов;

3) самообразования.

Объем и сочетание названных компонентов зависит от характеристик реализуемого направления и профиля подготовки, изучаемой дисциплины (модуля), практики и/или специфических особенностей обучающегося с инвалидностью (группы обучающихся с инвалидностью).

Освоение обучающимся образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.

Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом Организации.

Обучаясь по индивидуальному графику учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, обучающийся с инвалидностью обязан выполнять все виды заданий и аттестации, установленные в учебном плане, индивидуальном графике учебного процесса.

Варианты организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий предполагают использование одного из нескольких способов или их сочетание, в том числе:

1) параллельная трансляция занятий в онлайн-режиме в соответствии с расписанием, установленным для студенческой группы;

2) самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде Организации;

3) дополнительные консультации преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования.

________________

Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2017 г. N ВП-46/18вн (Приложения 6, 7).

Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточных и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся с инвалидностью.

Способ организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий закрепляется локальным нормативным актом Организации.

В случае организации занятий с параллельной трансляцией в онлайн-режиме помещение должно быть оборудовано мультимедийными средствами приема-передачи информации (видеокамера, микрофон, программное обеспечение видео-конференц-связи, выход в интернет). Мультимедийное оборудование в помещении должно обеспечивать запись и онлайн-трансляцию занятий для обучающихся, находящихся удаленно.

Кроме этого, необходимо учитывать особенности ограничений, касающиеся отдельных нозологических групп инвалидности. В частности, для обучающихся с нарушением слуха при организации онлайн-занятий требуется учитывать необходимость удаленного подключения переводчика русского жестового языка или организации рабочего места данного специалиста в аудитории, из которой осуществляется трансляция в случае, если переводчик русского жестового языка сопровождает занятия в обычном режиме.

Преподавателям, ведущим очные занятия с группами, в которых присутствует студент с нарушением слуха, рекомендуется не использовать медицинские маски, скрывающие артикуляцию или использовать прозрачные пластиковые маски. В случае наличия у преподавателя медицинского заключения о необходимости постоянного ношения медицинской маски, рекомендуется осуществлять замену преподавателя, либо перенос занятий в дистанционную форму.

В случае выбора обучающимся самостоятельного изучения материала образовательные ресурсы должны быть адаптированы для использования обучающимися с нарушением зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата в соответствии с принципами универсального дизайна.

На усмотрение Организации учебная и производственная практика также может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий в зависимости от направления подготовки и возможностей ее осуществления в онлайн-формате.

В случае реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий путем проведения дополнительных индивидуальных консультаций преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, Организации рекомендуется определить нормативы финансового обеспечения проводимых для обучающегося с инвалидностью консультаций, возможное число индивидуальных консультаций и размер оплаты труда преподавателю за каждую индивидуальную консультацию.

Организации необходимо предусмотреть предварительное информирование и подготовку преподавателей к работе со студентами с инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий в части обеспечения доступности и качества обучения с учетом нарушений здоровья и индивидуальных особенностей студента.

III. Рекомендации по реализации образовательных программ высшего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с инвалидностью


Данные рекомендации разработаны для руководителей, преподавателей и специалистов по сопровождению учебного процесса образовательных организаций высшего образования в целях организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ в условиях перехода на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий с учетом специфики работы студентов с инвалидностью в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.

Рекомендации освещают основные вопросы реализации Организациями образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организации контактной работы студентов с инвалидностью и педагогических работников, использования различных образовательных технологий.

В методических рекомендациях описываются направления, формы работы и механизмы реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для обучения студентов с инвалидностью с учетом нозологий, а также формы психолого-педагогического сопровождения данных обучающихся.

1. Рекомендации к материально-технической базе


Дистанционное рабочее место студента с инвалидностью, находящегося вне Организации, оборудуется самим обучающимся при содействии и возможной помощи работников Организации, РУМЦ, волонтеров и иных лиц.

На компьютере (ноутбуке, мобильном устройстве) обучающегося должен быть установлен комплект программного обеспечения, рекомендуемый образовательной организацией, исходя из имеющейся электронной информационно-образовательной среды. Также обучающийся может использовать необходимые ему ассистивные технологии.

К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, другими видами нарушений здоровья в получении такого же объема информации, как и любыми другими обучающимися. При этом наряду с индивидуальными образовательными потребностями учитываются и психофизические ограничения.

Основные задачи, которые должны быть решены Организацией, связаны с обеспечением получения информации студентами с инвалидностью в доступной форме и организацией коммуникации с преподавателями и другими обучающимися.

Обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушениями двигательных функций рук) могут быть использованы альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером, такие как джойстик, роллер, выносные кнопки мыши, головная или ножная компьютерная мышь, адаптированная клавиатура, ай-трекер, сенсорный монитор и др. Для них рекомендуется использование свободно распространяемого ассистивного программного обеспечения и специальных возможностей, предоставляемых операционными системами, облегчающих и ускоряющих ввод информации (виртуальная (экранная) клавиатура, сочетание клавиш, набор текста с помощью голоса и пр.).

Для обучающихся с нарушениями зрения рекомендуется использование средств для усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы. Они могут использовать собственные тифлоинформационные устройства, которые совместимы с большинством используемого программного обеспечения (дисплей Брайля, тифлокомпьютер и т.п.).

Слабовидящие обучающиеся в процессе дистанционного обучения могут использовать специальные возможности операционных систем (увеличение разрешения экрана, режим высокой контрастности, изменение цвета и указателя мыши, экранная лупа, экранный диктор), а также ассистивные программные средства: программы экранного увеличения, программы синтеза речи, программы-конверторы текстовой информации в аудиофайл и т.п.