1. Настоящее Положение устанавливает назначение, задачи, цель, и принципы создания и развития государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" (далее - система), ее структуру, основные функции и участников системы, их полномочия и ответственность, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, требования к хранению информации, содержащейся в системе, требования к техническим и программным средствам системы, правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами, а также требования к защите содержащейся в системе информации.
2. Система создается в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу "одного окна" для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), и образовательными платформами.
3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"образовательные платформы" - информационные площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
"обучающийся" - физическое лицо, осваивающее образовательную программу непрерывного образования в соответствии с персональной образовательной траекторией;
"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;
"паспорт онлайн-курса" - обязательная структурированная информация об онлайн-курсе, содержащая сведения, достаточные для принятия обучающимся решения о выборе онлайн-курса;
"персональная образовательная траектория" - принятое обучающимся решение об освоении образовательной программы непрерывного образования, заключающееся в выборе им образовательных программ (модулей, учебных курсов, онлайн-курсов), реализуемых образовательными организациями, и образовательных платформ, обеспечивающих реализацию таких программ, модулей, курсов, а также последовательность их освоения;
"портал" - открытая часть системы, содержащая новостное наполнение, а также предоставляющая доступ к информации об онлайн-курсах, содержащей публичные данные;
"работодатель" - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее или планирующее вступить в трудовые отношения с обучающимся;
"требования к размещению онлайн-курса" - требования к информации об онлайн-курсе, в том числе к его составу, структуре и форматам размещения, экспертизе и оценке качества онлайн-курса, для его размещения в системе, устанавливаемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, профессиональных компетенциях, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, в том числе документах, подтверждающих освоение онлайн-курса;
"экспертиза онлайн-курса" - процедура обязательной оценки качества онлайн-курса, проводимая образовательными организациями в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса, для принятия оператором решения об обеспечении доступа в системе к онлайн-курсу и его освоению обучающимися. Порядок и условия привлечения экспертов устанавливаются образовательными организациями самостоятельно.
4. Система обеспечивает выполнение следующих задач:
а) формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
б) интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;
в) учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).
5. Система обеспечивает выполнение следующих функций:
а) проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;
б) присвоение онлайн-курсам уникальных идентификаторов цифровых объектов;
в) хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;
г) идентификация и аутентификация участников в системе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
д) обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;
е) формирование независимых рейтингов онлайн-курсов, в том числе по критерию зачета (незачета) образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательные организации высшего образования), результатов их освоения обучающимися;
ж) предоставление с согласия обучающегося доступа к информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, иным лицам;
з) обеспечение формирования цифрового индивидуального портфолио обучающегося;
и) обеспечение обмена информационными данными цифрового индивидуального портфолио обучающегося между системой и информационными системами (базами данных) образовательных организаций, в которых обучается обучающийся, а также образовательными платформами, на которых обучающийся осваивает либо планирует освоить онлайн-курс;
к) организация электронного документооборота, обеспечивающего автоматизацию процессов заключения и обмена договорами об образовании, о сетевой форме реализации образовательных программ между образовательными организациями, договорами об обеспечении доступа к онлайн-курсу, а также иными договорами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, заключаемыми пользователями системы в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения, а также обмена сопроводительной документацией в электронном виде;