В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58823, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматическая система управления движением; АСУД: Аппаратные и программные средства, которые в совокупности способны выполнять всю ЗУД в длительном режиме вне зависимости от того, ограничена ли она конкретными условиями эксплуатации.
Примечания
1 Данный термин используется при описании систем автоматизации управления движением уровней автоматизации 3-5.
2 В отличие от АСУД, общий термин "система автоматизации управления движением; САУД" (см. 3.28) подразумевает систему или функцию любого уровня автоматизации от 1 до 5, которая выполняет ЗУД или ее часть в длительном режиме.
3 Уровни автоматизации 1-5 - согласно ГОСТ Р 58823.
3.2 аудиопредупреждения: Предупреждающие сообщения САБ, САУД или АСУД (тональные сигналы и голосовые сообщения), предназначенные для восприятия органами слуха водителя или пользователя рассматриваемого ТС.
3.3 визуальные сообщения: Предупреждающие сообщения, предназначенные для восприятия органами зрения водителя или пользователя рассматриваемого ТС.
3.4 вовлеченность водителя (пользователя) в процесс управления: Ситуация, при которой водитель (пользователь) рассматриваемого ТС непосредственно участвует в процессе управления и понимает состояние рассматриваемого ТС, воспринимает и анализирует дорожную обстановку, а также играет активную роль в системе "водитель - ТС", принимая решения и в случае необходимости реагируя на возникающие ситуации путем воздействия (непосредственно или посредством человеко-машинного интерфейса) на органы управления рассматриваемого ТС во избежание дорожно-транспортных происшествий.
3.5
вред здоровью (harm): Нанесение физической травмы или причинение ущерба здоровью человека. [ГОСТ ISO 12100-2013, пункт 3.5] |
3.6 второстепенная информация: Сведения, передаваемые водителю или пользователю рассматриваемого ТС САБ, САУД, АСУД или их подсистемами, не влияющие в условиях данной дорожной обстановки на безопасность дорожного движения.
3.7 голосовые сообщения: Аудиопредупреждения, представляющие собой речевые сообщения, созданные путем имитации или записи голоса человека.
3.8 графические сообщения: Визуальные сообщения, представляющие собой схематичные графические или видеоизображения рассматриваемого ТС и целевых объектов, находящихся в зоне контроля САБ, САУД или АСУД рассматриваемого ТС.
3.9 двухрежимное транспортное средство: Тип ТС, оснащенного АСУД, которое предназначено как для беспилотного функционирования, так и для управления обычным водителем на протяжении всей поездки.
Примечание - Определение "обычный водитель" - согласно ГОСТ Р 58823.
3.10 диспетчер (транспортного средства, оснащенного АСУД): Пользователь(и), который(ые) контролирует(ют) готовность ТС, оснащенного АСУД, к работе, а также активирует(ют) и деактивирует(ют) АСУД.
Примечания
1 Диспетчера не следует отождествлять с удаленным водителем, хотя диспетчер может стать удаленным водителем, если у него есть средства для дистанционного управления рассматриваемым ТС.
2 Диспетчер может задавать начальный, конечный и промежуточные пункты следования ТС, если они не предустановлены в программе АСУД.
3 Контроль готовности к работе включает в себя визуальный контроль работоспособности и чистоты систем ТС, а также проверку отсутствия сигналов систем самодиагностики ТС и АСУД, предупреждающих о системных сбоях, связанных с выполнением ЗУД.
3.11 дорожная обстановка: Совокупность:
- подвижных и неподвижных целевых объектов, находящихся в зоне контроля САБ, САУД или АСУД, с учетом направления и скорости их движения (если применимо) относительно направления и скорости движения рассматриваемого ТС;
- объектов дорожной инфраструктуры, таких как дорожные знаки, светофоры, шлагбаумы, линии разметки, разделительные барьеры и т.п., предписывающих разрешенные скорость, направление и режимы движения рассматриваемого ТС;
- погодных и сезонных условий, включающих время года, видимость, осадки, направление ветра и т.п.;
- дорожных условий, дорожных покрытий: сухое, влажное, обводненное, обледеневшее, со снежным накатом, поврежденное, с дефектами, со слабой несущей способностью; угол уклона дороги и т.п.